СюжетыОбщество

Отделение связи

Этот материал вышел в номере № 69 от 30 июня 2010 г.
Читать
Что они себе позволяют В № 46 (от 30 апреля 2010 г.) «Новой газеты» вышла первая часть исследования Сергея Канева «Что они себе позволяют». В свободной продаже, как выяснил наш криминальный репортер, появилась новая база данных — перечень...

Что они себе позволяют

В № 46 (от 30 апреля 2010 г.) «Новой газеты» вышла первая часть исследования Сергея Канева «Что они себе позволяют». В свободной продаже, как выяснил наш криминальный репортер, появилась новая база данных — перечень закупок, которые осуществляют на свои иногда очень странные нужды государственные органы. Среди дорогих иномарок и прочей приятной мелочи был, например, обнаружен документальный антиукраинский фильм, «спродюссированный» МИДом РФ, или — дорогущие заколки для галстуков. Мы направили запрос в ФСБ РФ, которая помимо авто и сувенирной продукции (столичное УФСБ по Москве заказало три гербовые эмблемы «ФСБ РФ», «УФСБ по Москве и области» и «Антитеррористического комитета РФ», стоимость сделки — 1 млн 890 тыс рублей) прикупила снегоходы для нужд все того же управления по Москве и Московской области. Нам стало интересно: какие подразделения чекистов несут службу на подобных средствах передвижения?
Пришел ответ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)

Сообщаем, что снегоходы и другие указанные в Вашем запросе товары были приобретены Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области в установленном законом порядке в целях решения подразделениями Управления возложенных на органы федеральной службы безопасности действующим российским законодательством задач в сферах борьбы с терроризмом и преступностью.

При этом обращаем особое внимание на тот факт, что свою деятельность Управление осуществляет как в г. Москве, так и на территории Московской области, имеющей труднодоступные в зимний период времени участки местности, где могут быть совершены преступления, относящиеся к ведению органов федеральной службы безопасности, а также находиться (скрываться от правоохранительных органов) лица, причастные к такого рода преступлениям.

Более подробная информация по вопросам применения приобретенных управлением товаров, перечисленных в Вашем запросе, содержит составляющие государственную тайну сведения об организации, тактике и методах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности, в связи с чем не может быть предоставлена редакции «Новой газеты».

Начальник Управления
В.Н. Захаров

То есть раз все остальное — государственная тайна, то о судьбе иномарок и многоквартирных домов, а также сувенирки, которая, очевидно, выдается наиболее ценным агентам, ничего узнать не получится, решили мы, не подвергая сомнению особую заснеженность Московской области, где в лесах прячутся террористы.

Пришел ответ и из Федеральной службы охраны, которая приобрела дорогие охотничьи ружья Benelli M2 и Beretta DT10, а также карабин Blaser R93 Standart с оптическим прицелом Zeiss.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) Центр по связям с прессой и общественностью

В Федеральной службе охраны Российской Федерации рассмотрели Ваш запрос о предоставлении информации о заключенных государственных контрактах на приобретение охотничьего оружия.

Данная закупка ФСО России осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Оружие предназначено для сборной ФСО России по скоростной стрельбе, их тренировок и выступлений на российских и международных соревнованиях.

Для этих нужд Федеральной службой охраны Российской Федерации была проведена закупка охотничьего оружия.

Советник директора
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
С.В. Девятов

«Новая газета» ничего не имеет против массового спорта, но возникает вопрос: почему закон написан таким образом, что позволяет ведомствам осуществлять подробные траты за счет бюджета?

В любом случае мы не можем не поблагодарить спецслужбы, оперативно проинформировавшие наших читателей. Остальные, де-юре менее закрытые ведомства, никак не прореагировали на публикацию.

Обвинительное заключение

После скандального решения Хамовнического суда — оставить Ходорковского и Лебедева под стражей, несмотря на то, что поправки в закон, запрещающие до приговора сажать по подобным экономическим статьям УК, уже вступили в силу, — мы направили запрос в Генпрокуратуру. Позиция судов была понятна: Хамовнический сделал вид, что этих президентских поправок просто не существует, а Московский городской, оставивший решение нижестоящего суда в силе, оговорился, что «дело ЮКОСа» — какой-то непонятный особый случай. Генпрокуратура по идее прежде всего должна следить за точным исполнением законов: и судами, и обычными гражданами, и чиновниками. Вот мы и поинтересовались: почему Генпрокуратура, чьи представители в количестве пяти человек поддерживают обвинение в суде, не воспрепятствовала нарушению законодательных норм.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Управлением взаимодействия со средствами массовой информации рассмотрено Ваше обращение по вопросу предоставления информации о ходе судебного процесса по уголовному делу в отношении бывшего главы НК «ЮКОС» М. Ходорковского и П. Лебедева.

Информирую, что 14.05.2010 Хамовническим районным судом г. Москвы продлен срок содержания под стражей Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.

Рассмотрение вопроса о наличии оснований для продления срока содержания под стражей подсудимых инициировано государственным обвинителем и состоялось в открытом состязательном процессе, в котором обеим сторонам судом были предоставлены равные возможности для приведения и обоснования своих доводов.

Принятое судом решение о продлении срока содержания Ходорковского и Лебедева под стражей было оспорено стороной защиты в кассационном порядке. 21.05.2010 данное судебное постановление было оставлено без изменения Московским городским судом и вступило в законную силу.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом в судебных стадиях уголовного процесса прокуратура надзорными полномочиями не обладает. Прокуроры в судебном разбирательстве выступают в качестве одной из сторон — стороны обвинения. Стороны обвинения и защиты в суде имеют равные права. Решения по поводу тех или иных предложений, ходатайств и т. п. любой из сторон принимает суд. Соответственно только суд правомочен оценить их (предложений, ходатайств, тех или иных действий) законность и обоснованность.

Начальник управления взаимодействия
со средствами массовой информации
М.Е. Гриднева

Ответ производит впечатление хитрого: это не мы, это все суды сделали в публичном процессе, а на судебное следствие «надзорные функции прокуратуры не распространяются». Конечно, но только нарушение закона было «инициировано государственным обвинителем», который непосредственно подчиняется Генеральной прокуратуре, а суд по обыкновению просто встал на ее сторону. Так что наш вопрос: почему Генпрокуратура наплевала на президентские поправки, по-прежнему остался без ответа.

До победного

После публикации в «Новой» саратовские чиновники выделили ветерану жилье

В № 29 от 22 марта «Новая» рассказала историю жительницы Марксовского района Марии Федоровны Лиманской — «королевы Бранденбургских ворот», известной всему миру по снимку Евгения Халдея, сделанному в Берлине весной 1945 года. Год 60-летия Победы Мария Федоровна встретила в селе Звонаревка, в своем маленьком домике без удобств, с текущей крышей и провалившимся полом.

Зимой Лиманская, узнав об обеспечении ветеранов жильем, обратилась за помощью к местным властям. Власти ответили: «У вас земля есть, дом свой, вот и живите». На момент подготовки статьи в администрации Марксовского района отказались рассказать, какая помощь запланирована для местных ветеранов, пояснив, что такая информация выдается только с личного разрешения главы.

После официального запроса «Новой» областное министерство строительства и ЖКХ прислало в редакцию «Новой» письмо:

«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» принято решение завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с законом Саратовской области от 2 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и о внесении изменений в закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями предоставляются однократно по выбору: в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области; в форме предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения»…

Из текста, изобилующего заглавными буквами и номерами законов, следует, что 26 марта (через четыре дня после публикации) Марии Лиманской вручили именное свидетельство на 837 тысяч рублей — это нечто вроде жилищного сертификата. Сумму определяют по среднестатистическим показателям стоимости жилья, спущенным из Минрегиона. Купить квартиру в Саратове за такие деньги не так-то просто, но для районного центра сумма достаточна. Как сказано в письме, 23 апреля Мария Федоровна представила в министерство договор о покупке в Марксе квартиры общей площадью 42,2 квадратных метра, а 5 мая областной бюджет перечислил деньги продавцу.

То есть, как следует из министерского ответа, теперь ветеран войны получила-таки благоустроенное жилье, положенное по закону.

P.S. _ Между тем, как стало известно на днях, в органы прокуратуры по всей России поступило несколько десятков тысяч заявлений от ветеранов Великой Отечественной, которым отказались предоставить жилье, наплевав на указ президента. Главное препятствие — метражные нормы, положенные на одного человека, записанные в иных нормативных актах. Местные чиновники скрестили разные законы, и в итоге этого мичуринского действа сообщали ветеранам, что, несмотря на ужасные условия проживания, квартиры предоставить не могут, так как метраж достаточен. Однако, как установила Генпрокуратура, подобный селекционный подход к законам неправомерен, и прокуроры пообещали устроить массовую проверку по всем субъектам Российской Федерации._

Норштейн сказал свое слово, Рунет — свое

Реплика Юрия Норштейна «Такой лафы больше не будет», представленная в нашей новой рубрике «Монологи для «Новой» ровно за день до выхода в печать, была размещена на редакционном блоге в интернете. Уже через несколько часов текст Норштейна стал «топом» русскоязычной блогосферы: едва успевали читать всё приходящие и приходящие отклики. Сегодня мы выбрали несколько из них для «Обратной связи».

Ne_kant: Молчаливое согласие интеллигенции в определенных случаях можно рассматривать как сознательный изоляционизм в целях сохранения самой себя и близких ей людей. Например, знакомая мне супружеская пара экс-преподавателей, ставших таковыми по причине появления собственных детей, не только давно не смотрят телевизор, но вообще настолько изолировали себя от политики и современной культуры, что, обожая того же Шевчука с 90-х годов, недавно с удивлением обнаружили, что у него не только тексты злые в отношении российской власти, но и дела его не особенно добры в отношении вышеупомянутой части лиц. Преподавательский состав, конечно, далек от той интеллигенции, которая может влиять на взгляды первых лиц страны, но повлиять на сотню человек, которых они когда-то обучали, вполне могли бы… Однако в этом случае изоляция — это сознательный выбор не благ, а самосохранения не столько физической составляющей, сколько духовной.

Roma_sladkov: Честно говоря, монолог об искусстве и культуре несколько пахнет, извините за неправильный, возможно, подбор выражения, стариковским брюзжанием вроде «при Сталине и трава зеленее была». Я внимательно все прочел, осмыслил и принял. <…> Думаю, у каждого направления культуры должен быть свой потребитель. Камерона с тридэ и спецэффектами — одним, Тиквера с характером и настроением через цветные стеклышки другим. И речь вовсе не об «обыдлячивании». Всегда так было и везде, что характерно. Кто-нибудь может привести, когда (и где) массовое искусство было настолько качественным, что могло стать в один ряд с современным артхаусом. Ну или наоборот, изящное и возвышенное легко принималось (и понималось) широкой публикой.

Papshev: Очень поверхностные суждения, очень далекие от реальности. Юрий Борисович, как человек, живущий своим внутренним богатым миром, видит реальность через призму культуры. Итог подобной рефлексии — пафосная литературщина, очень поверхностная. Юрий Борисович, как и Юра Музыкант, нужны этой стране как воздух тем, что делают… потому что умеют делать то, что делают. А тем, что они говорят (задают вопросы), — никому, кроме самих себя, не нужны. Потому что не умеют говорить и задавать вопросы. Хотя думают, видимо, иначе. Юрий Борисович, вы гений! Но не забывайте, пожалуйста, в чем именно вы гений. Иначе соскользнете в пропасть бесплодного менторства. Это страшная зараза, страшное искушение для гения. Бог вас храни!

Peretyatkov: Здесь почти во всем сказана — Истина! «Такой лафы больше не будет». А вот с этим я не согласен — в корне! И даже не потому, что такой встречи может не случиться. Тут считаю, напротив, — был продемонстрирован положительный пример того, что спрашивать надо! И по примеру Ю. Шевчука — последуют и Другие яркие Деятели Искусства. Да или просто — Интеллигенции. Или даже — совсем не интеллигенции. Разве суть вопроса определяет имя его автора или его статуса? Вот очень прошу обратить внимание еще и на это!

Klimx: Зритель дистанцируется от боли, которую видит на экране, потому что у него и так внутри все болит. Стресс современной жизни такой, что часто я и мои друзья, желающие после работы посмотреть какой-нибудь модный фильм — боевик или триллер, — просто были не в состоянии смотреть — выключали телевизор после нескольких минут. Даже комедии часто не идут, если в них есть неожиданные повороты сюжета. А художники все взыскуют, будоражат и обижаются, когда зритель дистанцируется.

Greatgonchar: Спасибо Юрию Норштейну. Неужели жизнь за бабло важнее, чем жизнь для людей? Все эти сверхдоступные кредиты, модные приговоры, передачи про ремонт — все нацелено на потребление. Человек перестал развиваться дальше, чем необходимо для положительного решения кредитного специалиста. Человек думающий выразил свою озабоченность, в ответ: «сейчас другие идеалы». Какие? Да у пионеров было больше идеалов, чем сейчас. Над церковью насмехаются все кому не лень, притом мало кто из таких умников даже заходил в храм, не говоря уже о чтении Евангелия или Корана. У нас нет национальной идеи, некуда идти. Так не бывает.

Asnas : Из комментариев можно увидеть, насколько деградировали этические стандарты потребителей и пала эволюция нашего общего пространства ЖЖ. Мы резко перетекли в эпоху безразборного бездумного гиперпотребительства. Эдак мы скоро переплюнем американцев.

Юрий Борисович, дорогой вы наш человек, не тратьте свое здоровье на то, что не достойно вашего таланта, касаясь этой разрушительной политизированной грязи. Пустите свои силы на «Шинель», которую лично я уже жду больше 15 лет. Спасибо, вам.

Che_bu-russia: За последние 25 лет люди устали от всего. От борьбы, от нестабильности, от бездушия. В результате делают выбор: чем бороться — проще уехать. За последние 10 лет эмигрировало в 2 раза больше людей, чем в 90-е. Я, кстати, тоже мечтаю отсюда уехать. Не потому, что мне плевать на родину, а потому, что я хочу просто жить и обеспечить своему ребенку будущее. Сегодня будущего у России нет!

Yurisweida: Что Вы называете интеллигенцией? Театрально-художественный сброд, который стоит в очереди возле дотационной государственной кормушки, сродни доблестной Чеченской Республике? Культурная масса, объединяемая аббревиатурой ХЛАМ… Гниловаты людишки-то. И Шевчук как редчайшее исключение тому пример. Шевчук живет своим трудом, а не клянчит денег у чиновников, как многие «известные» бездари.

Oniks_l: Поразительно, но комменты к расуждениям Норштейна показывают, что огромное количество аффторов вообще не знакомо с понятием «свобода». Чего только не приписали и Норштейну, и Шевчуку, причем бодро щеголяя ненормативной лексикой в разговоре о культуре (sic!). За то, что люди высказали свое мнение в открытую — получили от инетовских храбрецов и обвинения в выпендривании, и в брюзжании, и в глупости, и в чем только еще! А причина проста: Норштейн и Шевчук — люди самодостаточные и говорят то, что думают. Не нравится — можете не соглашаться, они ни от кого этого и не требуют. Но к чему столько злости и обиды? Похоже, аффторам обидно сознавать, что им самим сказать ни власти, ни сообществу нечего, остается самоутверждаться, попинав в комментах известных людей.

Безответные

К списку людей, на которых не распространяются законы, Тверской суд Москвы добавил целую категорию чиновников

«Новая газета» в течение уже нескольких лет пытается «прозвонить» вертикаль власти и требует от чиновников разного уровня ответов на официальные запросы, поводом для которых служат публикации наших журналистов. Подобная практика закреплена в Законе «О СМИ» и в Административном кодексе. Согласно этим законам, чиновники обязаны отвечать на запросы информации от граждан и средств массовой информации. Кстати, летом этого года вступают дополнительные нормы, только усугубляющие эту обязанность.

Однако у этих законов есть последовательные противники. Основной из них — главный санитар России Онищенко, чье ведомство принципиально не отвечает на запросы, даже если от информации, которой они касаются, напрямую зависит жизнь и здоровье граждан — прямая зона ответственности Роспотребнадзора. «Новая» пыталась судиться с этим приятным во всех отношениях человеком, но Тверской суд Москвы, а затем и Мосгорсуд признали право чиновника не обращать внимания на законы. Мы подали в Страсбург…

…А тем временем тот же Тверской суд добавил к списку неприкасаемых целую категорию чиновников — всех работающих в администрации президента. Институт развития свободы информации обратился в администрацию, в Управление по работе с обращениями граждан, но не получил ответа. Тогда был подан иск в суд. А судья решила, что обжаловать действия чиновников администрации нельзя, поскольку это чревато вмешательством в дела самого президента.

Дмитрий Анатольевич, вы же юрист — объясните своим подчиненным, что перед законом равны все. Конечно, вы не можете надавить на независимую судебную систему России, но можете вполне поставить ее на место, ответив заявителю, например, в «Твиттере».

Отдел обратной связи

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow