СюжетыПолитика

Референдум или борьба за власть?

В Киргизии попробуют совместить плебисцит и зачистки

Этот материал вышел в номере № 66 от 23 июня 2010 г.
Читать
Глава временного правительства Роза Отунбаева заявила, что намеченный на 27 июня референдум в Киргизии состоится, несмотря на напряженность на юге республики. Однако на фоне ошских событий референдум выглядит как очередной виток борьбы за...

Глава временного правительства Роза Отунбаева заявила, что намеченный на 27 июня референдум в Киргизии состоится, несмотря на напряженность на юге республики. Однако на фоне ошских событий референдум выглядит как очередной виток борьбы за власть. И у него есть немало противников. Например, глава УВД Ошской области генерал-майор Омурбек Суваналиев, подавший в отставку.

Суваналиев, в период безвластия и полной апатии Бишкека бывший в регионе центральной фигурой, находится в неприкрытой оппозиции к временному правительству. Это довольно тяжеловесный игрок на политической арене Киргизии, амбициозный, открыто заявляющий о своем намерении баллотироваться на пост президента. По всей видимости, назначение его на должность начальника УВД Ошской области было связано не столько с необходимостью наведения порядка в регионе, сколько с его устранением с политического поля Бишкека.

Отставка Суваналиева, несомненно, не будет способствовать стабилизации ситуации в регионе. Однако если референдум действительно вызовет новую вспышку насилия, генерал-майор, безусловно, будет назначен крайним, и на его политической карьере можно будет поставить крест. Впрочем, сам Омурбек Суваналиев политическую составляющую своего поступка отрицает:

— В этнических конфликтах снятие напряжения должно идти поэтапно. Мы прекратили мародерства, поджоги, полным ходом шел обмен заложниками. А для референдума нужно в ускоренном режиме проводить зачистки и разбаррикадирование. Ситуация этого не позволяет. У населения сильная психологическая травма. Если сейчас начать чистить, то многих заложников мы можем недосчитаться, их просто убьют. Во-вторых, силы будут отвлекаться на охрану бюллетеней, участков, сопровождение комиссий. Мы не сможем обеспечить безопасность граждан. Если правительство хочет использовать ситуацию для укрепления свой власти, это его не красит. Обстановка сейчас очень накалена, один из этносов (узбеки. — А. Б.) не выходит из своих жилмассивов. Будут, естественно, фальсификации, будут набирать нужный процент голосов, появятся недовольные, что в очередной раз может привести к вспышке. Поэтому в знак протеста я подал в отставку. Это чисто профессиональное решение. Я являюсь сопредседателем партии «Ата-журт» («Отечество»), мы приняли официальное заявление, что не поддерживаем проведение референдума. Будем его бойкотировать.

В свою очередь, временное правительство обвиняет противников референдума в нагнетании обстановки и дестабилизации в стране. Вот что сказал «Новой» заведующий информационно-координационным центром Фарид Ниязов:

— Временное правительство считает, что референдум позволит республике выйти из напряженности. Стране нужна конституция. Для того чтобы подтвердить полномочия президента переходного периода, для того чтобы незамедлительно решать хотя бы вопросы, связанные с восстановление городов Ош и Джелал-Абад. Все те, кто призывает к переносу референдума, в большинстве своем являются людьми, совсем недавно не выходившими из приемных Максима Бакиева, Курмамбека Бакиева, Джанаша Бакиева. Они и сегодня повторяют, по сути, слова своих бывших начальников. Омурбек Суваналиев работал всего неделю. Госпожа Отунбаева сожалеет, что генерал не смог использовать полностью свои опыт и знания в этот тяжелый период на таком участке. На его место уже назначен полковник Болот Абакиров.

Создается впечатление, что для обеих сторон — и правительства, и оппозиции — завоевание кресел важнее, чем урегулирование конфликта. На юге республики сейчас необходимо только одно — введение международных миротворческих сил. Никакой референдум напряжение не снимет, потому что конфликт лежит вне политической плоскости, он исключительно национален. Однако о вводе каких-либо миротворцев речь так до сих пор и не идет.

— Господин Ниязов, скажите, почему Киргизия не обращается в ООН с просьбой о вводе миротворческих сил? Без участия третьей стороны ситуация на юге вряд ли нормализуется.

— Мы обратились непосредственно к России, поскольку таковы настроения граждан Киргизстана. Россия всегда была главным стратегическим партнером, с ней у нас есть договор «О вечной дружбе», предусматривающий оказание подобного вида помощи. Соцопросы показали явные симпатии киргизстанцев именно к России.

— Но Россия отказалась. Почему бы Бишкеку не обратиться в ООН?

— На данный момент есть обращение только к России, переговоры об оказании помощи в военной или технической сфере не прекращаются, временное правительство других вариантов не рассматривает.

Пока же зачистки продолжаются. Так, 21 июня киргизские силы правопорядка вошли в узбекское село Нариман под предлогом разбаррикадирования дорог и разоружения узбекских формирований. В итоге, по сообщению информагентства «24.kg», убиты два человека, сорок девять задержаны. Семеро из них объявлены снайперами.

Если зачистки будут проводиться подобными темпами, то все это обязательно рванет заново.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow