СюжетыОбщество

Спектакль в суде и в мюзик-холле

Затянувшийся процесс над Демьянюком находит свое отражение в искусстве

Этот материал вышел в номере № 47 от 5 мая 2010 г.
Читать
Девяностолетие обвиняемый в преступлениях против человечества встретил на больничной койке. Она установлена перед служителями Фемиды в круглом, напоминающем цирковую арену зале А-117 мюнхенского Дворца юстиции. Герр Буш, в детстве...

Девяностолетие обвиняемый в преступлениях против человечества встретил на больничной койке.

Она установлена перед служителями Фемиды в круглом, напоминающем цирковую арену зале А-117 мюнхенского Дворца юстиции.

Герр Буш, в детстве маршировавший в рядах гитлерюгенда, а ныне представляющий на процессе интересы мистера Демьянюка, огласил от имени своего по-прежнему безмолвного подзащитного довольно резкое заявление. Суть его можно свести к трем основным тезисам. Во-первых, осуждению должен подлежать не бывший солдат Красной армии Демьянюк, который в плену под угрозой голодной смерти вынужден был согласиться на безобидные подсобные работы в Германии, но репрессивная машина нацистского режима. Во-вторых, безрезультатный, ни к чему не ведущий судебный процесс стал пыткой для больного старика, оказавшегося жертвой недоразумений и политической конъюнктуры. Ну и в заключение Ульрих Буш от имени Демьянюка поблагодарил немецкую медицину, «которая не жалеет лекарств и профессиональных усилий для поддержания жизни в угасающем организме невинной жертвы».

Председательствующий Ральф Альт невозмутимо выслушал пылкие декларации и приступил к допросу эксперта-криминалиста Антона Доллмайера, который под присягой сделал несколько заявлений. Все они касались служебного удостоверения члена СС Ивана Демьянюка. Об этом главном изобличающем документе Буш и его команда отзываются категорично: немецкий суд пытаются ввести в заблуждение… русские чекисты. Они сразу после войны стали подбрасывать союзникам фальшивки. Чтобы дискредитировать бывших бойцов РККА, предпочитавших самоубийству сдачу в плен.

Опытнейший эксперт сообщил, что ему на исследование кроме оригинала удостоверения курсанта «надзирательской школы Травники» Демьянюка были переданы три аналогичных документа на другие имена. Все эти «аусвайсы» изготовлены из однотипной низкосортной бумаги без водяных знаков. Тексты отпечатаны на одной пишущей машинке «Олимпия-12» образца 1930 года. Оттиски одним и тем же красителем производились со «схожими усилиями и под одним углом одной печатью и одним и тем же штемпелем». Чернилами, чей состав «соответствует исследуемому периоду», рука одного и того же писаря внесла во все эти удостоверения так называемые умляуты, точки над некоторыми немецкими буквами, а также рунические знаки «СС».

Пока приободрившаяся защита Демьянюка продолжает и дальше затягивать разбирательство, уводя его в юридический тупик, немецкие артисты по-своему реагируют на столь громко начинавшееся и так непредсказуемо завершающееся действо. Молодой канадский драматург Джонатан Гарфинкель сочинил мюзикл «Процесс над Демьянюком». А режиссер Катя Бауманн инсценировала его в студенческом театре Гайдельберга. В пародийно-комическом аспекте артисты демонстрируют тщетные усилия израильской, американской и немецкой Фемиды справиться с неподвижным стариком в инвалидном кресле. Однако тот периодически оживает, превращается в зловещего ангела смерти и уносит в газовые камеры все новые и новые тысячи безвинных жертв.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow