Сюжеты · Общество

Ты станешь киборгом, детка

Ученые обсудили форсайт-проект «Детство-2030»

Этот материал вышел в № 40 от 16 апреля 2010 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 40 от 16 апреля 2010 г.

20:00, 15 апреля 2010Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой»

4074

20:00, 15 апреля 2010Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой»

4074

Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — довольно-таки распространенная технология в США и во многих странах Европы. Ее основной смысл — мобилизация людей из самых разных слоев общества — от рядовых потребителей и…

Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — довольно-таки распространенная технология в США и во многих странах Европы. Ее основной смысл — мобилизация людей из самых разных слоев общества — от рядовых потребителей и предпринимателей до глав исследовательских центров, государственных и политических деятелей на достижение поставленных на десятилетия вперед задач (см. «под текст»). В апреле 2008 года по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение»* при участии Международной методологической ассоциации стартовал первый в России общественно-политический форсайт-проект «Детство-2030»*.

В апреле 2010 года стал известен один из главных выводов форсайта: «необходимость трансформации дискурса детства». Единого понимания того, к чему нужно готовить детей, ни у кого нет. По сути, к детям относятся как к «недолюдям», которым только еще предстоит когда-то стать людьми.

— Нужны усилия в различных сферах, которые важно принимать уже сейчас, потому что есть точки невозврата… За два года проект достиг критической массы, мы выслушали более ста региональных специалистов, получили результаты целого ряда исследований. Теперь, когда мы уже хорошо ориентируемся в теме, возникла необходимость привлечь наиболее квалифицированных экспертов, — сказала руководитель форсайт-проекта «Детство-2030» (она же руководитель ФГУ «Аппарат общественной палаты РФ») Алина РАДЧЕНКО. Выражение лиц «наиболее квалифицированных экспертов», собравшихся в Федеральном институте развития образования (ФИРО) на заседании круглого стола по теме «ДЕТСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН», не предвещало ничего хорошего. Им явно что-то не нравилось. Возможно, видеопрезентация частичной схемы дорожной карты форсайт-проекта. Там по каждой сфере жизни буквально по полочкам было разложено, что произойдет, если будут введены инновации, — позитивный сценарий. И если нет — соответственно — сценарий негативный. К примеру, в области демографии и миграции, если не привлекать «качественных мигрантов» и не проводить «программы адаптации и интеграции», то к 2015 году наступит кризис, произойдет «размытие кадрового капитала, Россия станет экономическим карликом». В сфере родительства нужна «проверка их знаний и компетенций», и так по всем направлениям: инновации — от сферы семьи до бизнеса детских товаров и услуг. А может быть, участникам круглого стола не нравился «фантастический» образ будущего, который с помощью технических инноваций будут выглядеть так:

ДЕТИ 2030 ГОДА (по материалам дорожной карты форсайт-проекта, пересказано близко к тексту)

Им не нужно будет учить иностранные языки, потому что уже к 2014 году широко распространится Voice-translator — портативное устройство, которое позволит за счет синхронного голосового перевода непосредственно общаться людям, говорящими на разных языках. Дети будут жить в многонациональном обществе, где языковых границ больше нет.
Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга. Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию — таким образом, школы и вузы могут оказаться не нужными уже к 2025 году

К этому же времени появится возможность программировать способности и характеристики детей. Их воспитанием смогут заниматься роботы.

Ведущий круглого стола, директор ФИРО, академик РАО (Российская академия образования) Александр АСМОЛОВ призвал коллег работать в стратегии накопления согласия. Тему необходимости форсайт-проекта «Детство-2030» поддержал директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО:

— 99% того, что мы делаем, происходит по уже свершившимся фактам — это догоняющее поведение, — сказал он. — Нам действительно не хватает тех исследований, которые работают на будущее, дают нащупать пока еще скрытые тенденции.

— Они не просто необходимы, в них есть острейшая потребность, — сказал вице-президент РАО, академик Давид ФИЛЬШТЕЙН. — Сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства.

— Как специалист в области возрастной психологии я могу сказать, что в представленном форсайт-проекте отражены многие важные проблемы современного детства, но некоторые моменты вызывают тревогу, — так начала свое выступление заместитель декана факультета психологии МГУ Ольга КАРАБАНОВА. Она объяснила, что современная наука не может принять тезис о том, что к 2025 году «дети могут рождаться с заданными характеристиками и способностями». Есть только некие возможности, но дети рождаются и развивают способности в сотрудничестве с взрослыми. Нельзя также согласиться и с тем, что на развитие детства позитивно повлияет переход к общественному воспитанию в ущерб отношениям семьи. Таким образом, игнорируется значение отношений с близкими взрослыми, а это — важнейший источник психического развития ребенка, его эмоционального благополучия. И уж совершенно необоснован прогноз об «отсутствии образовательной системы к 2025 году». Будут разные возможности, и говорить об отсутствии системы — неверно, система станет более сложной, вариативной… Разнообразие траекторий вступления в жизнь не опровергает необходимости образовательной системы…

Следующего выступающего, директора Центра социологии образования РАО, академика Владимира СОБКИНА больше встревожило не то, что есть в форсайт-проекте, а то, чего там нет, — темы искусства, важнейшей предпосылки развития человека

— Искусство — та смысловая питательная среда, которая для социализации ребенка, для его развития выполняет очень важную роль на всех этапах — и дошкольного, и подросткового детства. Это серьезное упущение, — сказал он и рассказал еще об одном глубинном противоречии: — Мы всегда анализируем ребенка, а цели и мотивация взрослого выпадают из поля зрения. Мы как-то сравнивали ценностные ориентации подростков из Амстердама и Москвы и выяснили, что они практически не отличаются. Но позиции взрослых — учителей и родителей — были принципиально разными. Мне кажется, это очень серьезный методологический момент. Важна многопозиционность анализа ситуации…

…Формулировка из проекта постановления правительства РФ «Единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан, подлежащих призыву на военную службу» рассмешила собравшихся просто до слез. Там в графе «Требования к психологической и интеллектуальной подготовленности» сказано, что призывник должен знать «последовательность инженерного оборудования одиночного окопа…». «Документ эпохи» получила для экспертизы и зачитала на заседании директор Института возрастной физиологии, академик, доктор биологических наук Марьяна БЕЗРУКИХ. Она заметила, что к этой же серии абсурда можно, пожалуй, отнести и сообщение о том, что к 2025 году появится… «устройство для загрузки информации на кору головного мозга», но это уже цитата из форсайт-проекта. Ее позиция:

— За последние 20 лет популяционных исследований в нашей огромной стране не было. В течение последних четырех лет мы проводим комплексную оценку развития детей, поступающих в школу. Сейчас у нас 40 тысяч детей из разных регионов. И мы получаем очень разные параметры социального и личностного развития. Можно повлиять на интеллектуальное и личностное развитие, но с биологическим ничего сделать нельзя. Мы видим «ножницы» — биологический возраст отстает от факторного на полтора-два года, и это напрямую связано с социальной реальностью. Это удар по мифу о том, что современные дети растут быстрее… «Ножницы» создают условия для того, чтобы возникал комплекс школьных проблем.

Нельзя вводить инновации и создавать форсайт-проекты, не имея комплексной оценки развития ребенка, системных исследований… Но все этого требуют, и у меня вопрос: ради чего? Почему у нас такая жесткая система внедрения инноваций при полном незнании исходного материала? Требуется, чтобы школа выпустила ярко выраженного невротика, обремененного знаниями?

— Иногда, оценивая риски инноваций, которые на самом деле являются мобилизацией, мы приходим к выводу о том, что есть смысл спеть оду консерватизму, — сказал ведущий круглого стола Александр Асмолов, — но экспертное сообщество не должно оставаться равнодушным к теме. Нужны опережающие экспертизы любых управленческих решений, которые касаются мира детства. Нужен комплексный, полидисциплинарный анализ. Слова демографа Анатолия Вишневского — «детоцентризм как ценностная установка» здесь как нельзя кстати. И еще одна формула, на этот раз — великого психофизиолога Николая Берштейна: «задача рождает орган». Вдумайтесь в эту формулировку — сначала задача, а потом структуры, потом программы…

Я же все вдумываюсь в вопрос: почему у нас в стране самый первый масштабный форсайт-проект сразу же взялся за тему детства? Вот ведь даже в самолетах стюардессы предупреждают, что в случае аварийной ситуации прежде всего надо обеспечить спасательным жилетом себя, а потом ребенка. Просто потому, что если взрослый в порядке, он о ребенке позаботится, а ребенок без взрослого — даже в жилете — пропадет… С другой стороны, у нас же пока не катастрофа, и даже сам форсайт-проект показывает пока только «точки социального напряжения» в отложенном будущем. Может быть, эти точки можно пройти, только рассматривая все через детство?

Под текст

Что такое форсайт-проект

С помощью многочисленной армии экспертов форсайт-проекты разрабатывают так называемые дорожные карты будущего по избранной теме. Это не только и не столько прогнозы, футурологические отчеты и сценарии, сколько четко разъясненная необходимость действовать прямо сейчас, так как иначе сложится «негативное состояние будущего». Карты, как навигаторы, определяют временные участки позитивного развития: если сделать то-то — через три года произойдет так-то, через десять — мы окажемся вот здесь, а, к примеру, через двадцать — вплотную подойдем к решению поставленной задачи…

Впервые эта технология появилась в 80-х годах и очень быстро оказалась чуть ли не одним из самых основных инструментов инновационной экономики, позже — бизнеса, а уже с 90-х годов — общественно-политических сфер. В мире появились дорожные карты по таким темам, как образование, качество жизни, культура и межнациональное общение.

В России эта технология до недавних пор применялась только в бизнесе, да и то — «и не вглубь, и не вширь».

* Фонд был создан в 2005 году президентской администрацией по инициативе Владислава Суркова. Форсайт-проект «Детство-2030» реализуется за счет средств грантодателей, в среднем в год тратится 100 тысяч долларов.

_** Международная методологическая ассоциация — общественная организация в форме творческого союза. Год рождения — 1989-й, статус «международная» получила после развала Советского Союза. Президент — профессор Высшей школы экономики Сергей Попов. _

_*** Подробнее с материалами проекта можно ознакомиться на сайте фонда «Мое поколение» _http://www.moe-pokolenie.ru

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе

важно

16 часов назад

В Москве выявили более 9 тысяч новых случаев заражения коронавирусом. Это максимум за все время пандемии

Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

747734

2.
Сюжеты

Мы его нашли! Браконьером, выложившим надпись «Чукотка 2021» трупами полутора сотен птиц, оказался депутат-единорос из Магадана Александр Крамаренко

258005

3.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

133751

4.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

130470

5.
Репортажи

Приставы у остова Почему адлерский пенсионер застрелил судебных приставов, пришедших сносить гараж, в котором он прожил больше 50 лет. И почему эта трагедия может повториться

123550

6.
Колонка

Цены отморозились Продукты дорожают двузначными темпами. Это – результат действий правительства

120942

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera