Двенадцать лет назад Ингер Нордхольм оставила работу в парикмахерской шведского приморского городка Остхаммар из опасения за свое здоровье. «Я не могла больше выносить всей этой химии», — рассказывает Ингер, которой сейчас 45 лет.
Теперь Остхаммар соревнуется с несколькими другими шведскими городами за то, чтобы постоянное хранилище отходов ядерной энергетики было построено именно здесь, а Ингер Нордхольм работает в компании, которая надеется получить контракт на его строительство. Ингер водит экскурсии по временному складу радиоактивных отходов и рассказывает посетителям, что они не представляют никакой опасности. «Мне нравится работать с людьми», — говорит Ингер.
Судьба Моники Якобссон складывалась иначе: она два года проработала в охране временного склада, а затем уволилась, но осталась жить в Остхаммаре и испытывает определенные опасения.
«Мне от всего этого как-то не по себе, — признается 63-летняя фру Якобсон. — Там стерильная чистота, но выносить оттуда наружу нельзя ничего. Если вы приносите с собой газету, она должна там и остаться. По-моему, это говорит о многом».
Эти женщины олицетворяют собой две противоположных позиции в дискуссии, развернувшейся в Остхаммаре. Почти 80% жителей городка, население которого составляет 21 тыс человек, поддерживает идею строительства ядерного захоронения. Кандидатура Остхаммара прошла в финальную часть общенационального конкурса коммун, подавших заявки на строительство ядерного могильника на их территории.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Швеция отказалась от развития ядерной энергии, после того как на состоявшемся в 1980 году референдуме в поддержку строительства новых ядерных электростанций высказалось менее 20% шведов. Но недавно страна изменила свой курс в отношении ядерной энергетики, и теперь к десяти уже действующим в стране ядерным реакторам планируется добавить несколько новых.
Однако закон предусматривает, что еще до начала строительства нового реактора «Шведская компания по управлению оборотом ядерного топлива и отходов» (SKB) обязана обеспечить наличие постоянного хранилища для дополнительного количества радиоактивных отходов.
Директор SKB Клаэс Тегерстрем, по образованию физик-ядерщик, связывает изменения в отношении шведского общества к ядерной энергетике с глобальным потеплением. «В 80-е годы никто не задумывался об углекислом газе, который сейчас считается основной причиной глобального потепления и экологической проблемой №1, — говорит он. — Ядерные реакторы не нуждаются в ископаемом топливе и не производят углекислого газа».
Последнее слово в споре о том, строить хранилище или нет, принадлежит местной коммуне. «Мы в достаточной степени независимы в решениях», — говорит 56-летний Якоб Шпангенберг, агроном по профессии, в прошлом в течение четырех лет занимавший должность мэра города.
Якоба беспокоит не столько опасность ядерной катастрофы, подобной чернобыльской, сколько возможные протесты. «Не исключено, что активисты Гринписа и другие зеленые будут пытаться блокировать дороги, — делится своими опасениями Якоб. — Это вполне возможно, а жители Остхаммара о таких вещах не задумываются».
Многие считают, что к поддержке строительства ядерного могильника местных жителей склоняет не опасность глобального потепления, но перспектива появления новых рабочих мест.
«Бизнесу это пойдет на пользу, — говорит сотрудник местного супермаркета Микаэль Янссон и, хотя и с некоторым сомнением в голосе, добавляет: — Люди начнут сюда возвращаться. Наверное».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68