СюжетыОбщество

Муза для Евросоюза

Этот материал вышел в номере № 37 от 9 апреля 2010 г.
Читать
Сколько вырванных летя тобой не был признан,И бессмысленно дальше границу держать на замке.Группа Би-2 Ни для кого не секрет, что имидж России на Западе оставляет желать лучшего. Стереотипы правят бал. И речь не о русских «медведях» в...

Сколько вырванных летя тобой не был признан,И бессмысленно дальше границу держать на замке.
Группа Би-2

Ни для кого не секрет, что имидж России на Западе оставляет желать лучшего. Стереотипы правят бал. И речь не о русских «медведях» в валенках и шапках-ушанках, пьющих водку из самовара, а о глобальном восприятии России как маргинальной, малонаселенной страны, тоталитарной и отсталой.

Отношения Россия – Европа волнообразны. Приливы сменяются отливами, и нам крайне редко удается тактически верно использовать периоды потепления. Анализируя западную прессу, мы можем выделить две отнюдь не полярные точки зрения: сугубо критическую и относительно положительную. Причем первая, увы, явно преобладает. Россия в глазах Европы – огромная территория, где Сибирь лишь придаток, обеспечивающий энергетическое существование и России, и самой Европы. Не так давно на Западе была популярна книга американских ученых Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди «Сибирское проклятье». Авторы предлагают расселить Сибирь, сократить население Новосибирска, объясняя это экономической выгодой. Из-за низких температур производство в Сибири нерентабельно и затраты на жизнеобеспечение сибирских городов неоправданно высоки, говорят авторы. Поэтому следует переселить значительную часть населения сибирских регионов, которое называется «избыточным», а работы на территории вести вахтовым методом. А так как сокращение населения Сибири отразится на безопасности пограничных зон с Китаем, авторы предлагают границы с КНР оборудовать высокотехнологичными сенсорами, создать специальные силы быстрого реагирования, а также заключить договоры о гарантиях территориальной целостности с США и Китаем. Почему США должны гарантировать целостность границ России авторы не уточняют. Подвергнуть научной критике можно и установленную авторами связь между средней январской температурой и затратами на отопление. Если на территории осенью и зимой господствуют сильные ветры, расходы на отопление будут более значительными, чем при морозе и безветрии. Здание также легче отапливать при низкой влажности воздуха. Сибирские зимы как раз морозные и сухие. Кроме того, в книге многократно смешиваются Урал и Сибирь, появляется великая река Тюмень и так далее. И на такого рода исследования нашей страны опираются европейцы и американцы.

Западная пресса наводнена мифами о России. А Россия и рада бы их разрушить, да не поспевает за бурной фантазией журналистов. Наша любимая народная забава - «Найди самый нелепый стереотип о русских». Безусловные лидеры — варварство и беспробудное пьянство. Стереотипы противоречивы и зачастую безосновательны. Интересно, что в Австралии «русской» семьей называется семья, в которой муж имеет любовницу и не только не скрывает этого, но даже выводит ее в свет, что скорее похоже на Францию, а вот во Франции - семью, в которой больше трех детей. (Что же тут дурного? Если бы каждая настоящая русская семья имела более трех детей, нам бы не понадобились социальные программы по улучшению демографической ситуации в стране.)

Сегодня российские журналисты изучают западные стереотипы и проводят социологические исследования. По подсчетам интернет-портала www.smi2.ru «в британских СМИ в материалах о России упоминание водки и пьянства возникает регулярно: в одной только газете The Times ссылок на слово vodka 2136» (www.smi2.ru, статья «СМИ Британии: «Брутальный, грязный русский медведь»). Также интернет–портал приводит данные опроса специальной Службы The Observer - National Brands Index - среди представителей разных народов мира с целью выявить индекс популярности тех или иных наций. Согласно ему, Россия – «предпоследняя в списке, она оценена как склонная к насилию, нестабильная, продающая мало стоящего, за исключением оружия и нефти» («Мы, действительно, любим тебя, Британия, - говорит мир» («We just love you Britain, says the world»); The Observer, Sunday June 5, 2005). «О варварском отношении в России к личности, к правам человека, к собственным согражданам и к гражданам других стран читателям английских газет с завидным упорством напоминает такое русскоязычное заимствование, как gulag («тюремный лагерь, использовавшийся в Советском Союзе в прошлом, где заключенные содержались в очень плохих условиях»). Исследование языка английских газет методом контент-анализа - поиск ссылок на слово GULAG в одном контексте со словами Russia или Russian - дает небезынтересную статистику: The Guardian > 453 результата за 1998 - 2006 гг.; The Telegraph > 236 (2001 - 2006); The Independent > 150 (2005 - 2006); The Times - 22 (за 2006 г.)» (www.smi2.ru, статья «СМИ Британии: «Брутальный, грязный русский медведь»).

Конечно, не будем забывать о том, что у этих басен не столь широкая область поражения, как хотелось бы их авторам. И, несмотря на нелицеприятный имидж, иностранный бизнес в Россию идет. И совершенно точно, что уж правящая бизнес элита знает, где реальная информация, а где кирпичная стена стереотипов. Но большинству европейцев и американцев предназначаются только сказки да басни.

В наше время виртуализации общества как никогда важна имиджевая политика. Давно стало ясно, что без влияния невозможно воплотить решение, сколь бы умным, полезным и честным оно ни было. Обладая неоспоримым влиянием, можно жить по принципу «что хочу, то и ворочу». Иллюстрациями могут служить практически все локальные и мировые войны. Особенно болезненный удар по самолюбию России был нанесен в августе 2008 года, когда западная пресса не допускала и мысли о правоте России в грузино-южноосетинском (читай российском) конфликте. И трехтомный доклад еврокомиссии, (обнародованный через год (!!!) после событий), в котором сообщалось, что боевые действия начала Грузия, уже никакой роли не играл и бури негодования не вызвал. Нашу репутацию сгубило полное отсутствие дееспособных и авторитетных(!) каналов массовой коммуникации на Западе. Нам нечего и некого было противопоставить в той масштабной информационной войне, которая велась против России одновременно с боевыми действиями.

Интересно, что уже с 2007 года, если не раньше, Россия всерьез озаботилась своим имиджем за рубежом. Кремлем был даже заключен контракт с американской пиар-компанией Ketchum, промежуточным итогом работы которой стал проведенный на высоком информационном уровне саммит G8 в Санкт-Петербурге. Кроме того, уже с 2006 года «Российская газета» совместно с РИА «Новости» реализует проект под общим названием «Russia Beyond the Headlines», размещает ежемесячные информационные вкладки о России на иностранных языках в ведущих мировых СМИ, таких как The Daily Telegraph (Великобритания), Le Figaro (Франция), Дума (Болгария), La Repubblica (Италия), El Pais (Испания) и др. Это действительно важно и необходимо, но в деле борьбы с предвзятостью и стереотипами как-то слабо помогает.

У нас существует немало программ сотрудничества с европейскими странами в области культуры, образования, инноваций. Многие вузы России отправляют студентов и преподавателей на стажировки за рубеж. Как известно, в России действует Лиссабонская конвенция 1997 года «О признании квалификаций в сфере высшего образования», которую подписали около 40 стран Европы. И каждая страна, подписавшая этот договор, обязана признавать все документы об образовании других стран (если нет существенной разницы в программах образования). Все страны Европейского Союза признают программы друг друга. Россия в их число не входит. В настоящее время ряд вузов России практикует «двойные» дипломы. Принцип заключается в том, что подписываются договоры с европейскими вузами, происходит согласование программ обучения и периодов обучения за рубежом. В результате выпускники получают дипломы сразу двух университетов. При этом из 600 государственных вузов России только 40-50 реализуют программу двойных дипломов по одной-двум программам. Наибольшая доля двойных дипломов приходится на РУДН, ГУ ВШЭ и МГИМО. С 2003 года Московский государственный университет печати (МГУП) совместно с Oxford Brookes University участвует в проекте Brige в области издательского дела. И 30 студентов в марте получат диплом Oxford Brooks. Такая же практика реализуется с немецкими и южнокорейскими вузами. Но из цифр видно, что далеко не все вузы и не все студенты обладают достаточным желанием и финансированием для участия в международных программах. Особенно это касается провинциальных институтов. Отсутствие взаимодействия с ведущими университетами и исследовательскими центрами мира влияет на конкурентоспособность страны. Но если оно и есть, то какое-то «водниворотное»: наши студенты получают европейский опыт, то почему так мало европейских студентов приезжает в гости к нам. Программы по обмену студентами есть, но реализуются они опять-таки столичными привилегированными вузами. Наш хваленый курс на модернизацию и инновацию не будет иметь смысла без мирового сотрудничества в области образования и передовых технологий. Но пока за рубежом о нас знают только как о медведях в лаптях, мы им не интересны.

Пытаясь воздействовать на Европу, Россия часто забывает, что Европа боится биполярного мира и держится за Америку. Выбранные методы ведения диалога, по меньшей мере, странны. Особенно учитывая тот факт, что Россия находится на периферии европейской внешней политики, и это при том, что связь с Европой нужна нам намного больше, чем ЕС. Или, по крайней мере, Европа так заставляет думать и Россию, и весь остальной мир. Россия, по сути, никогда не стремилась выглядеть привлекательно в глазах мирового сообщества, необоснованно считая, что выглядеть привлекательно значит идти на уступки.

Россия на протяжении последних десяти лет практически не занимается Восточной Европой. Мы так обижены, что, кажется, и не собираемся налаживать отношения. Наши лидеры не посещают эти страны, СМИ, сгущая краски, рисуют картины безработицы и кризиса в Литве и Эстонии, правительства заочно обвиняют друг друга, используя в качестве главного аргумента политику искажения исторических фактов и притеснение граждан неосновной национальности. Диалога не возникает. Ситуация получается как в старом «Ералаше» про ябед Толю Трушкина и Васю Малинкина: «А он, а он, а он, а он в вожатую влюблен!»

Если же говорить о СМИ, то пока в нашей стране журналисты не перестанут бояться писать правду, пока не будет востребован трезвый взгляд, пока не уйдет с полос газет и экранов телевизоров «квасной патриотизм», пока государство не начнет сотрудничать с прессой, пока люди сами не захотят читать наши газеты, никакие вкладки в иностранные издания для улучшения имиджа страны нам не помогут. В период перестройки одними из самых популярных телепередач были телемосты Ленинград – Сиэтл, Ленинград – Бостон, проводимые Владимиром Познеров и Филом Донахью. Телемост был одним из первых способов разрушения тех стереотипов, которые сложились в период Холодной войны за «железным занавесом». И действительно, люди из разных частей света говорили, спорили, обсуждали, узнавали друг друга, находили общее. Советские граждане, наконец, увидели, что американцы такие же люди, а не акулы империализма, а американцы узнали, что советские люди не медведи и не оголтелые коммунисты-сталинисты. Сейчас же на нашем телевидении нет ни одной достойной замены этим телемостам. Нет той передачи, которая могла бы откровенно говорить о проблемах и трудностях в самом государстве и за его пределами, а также о проблеме взаимопонимания. Нет той передачи, которая помогла бы строить диалог между странами и континентами. И это должно быть не бессодержательное подчас интервью политиков и дипломатов, а обсуждение в реальном времени с обычными реальными людьми, даже не столько для того, чтобы прийти к единомыслию и единомнению, сколько для того, чтобы показать, что мы готовы к диалогу и не только не собираемся захлопывать дверь перед носом остального мира, но и готовы распахнуть перед ним ворота.

Элина Петрова ,
студентка 4 курса факультета издательского дела и журналистики
Московского государственного университета печати

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow