СюжетыОбщество

Первый канал проиграл спецкору «Новой»

Аркадий Бабченко: «Закрывая процесс, судья Дорохина Е.М сказала мне на прощание: «Если бы вы знали, как я мечтаю избавиться от этой башни!»

Этот материал вышел в номере № 31 от 26 марта 2010 г.
Читать
Восьмого августа 2009 года в эфире Первого канала был показан фильм «08.08.08. Война в прямом эфире». В нем была использована фотография, авторство которой приписывалось американскому фотографу Дэвиду Аксу. «Вот раненый человек, я снял его...

Восьмого августа 2009 года в эфире Первого канала был показан фильм «08.08.08. Война в прямом эфире». В нем была использована фотография, авторство которой приписывалось американскому фотографу Дэвиду Аксу. «Вот раненый человек, я снял его в Ираке», — заявляет Акс.

На самом деле фото было сделано мной, в Грузии, и на нем изображен раненый российский солдат. В связи с чем я и подал иск к Первому каналу, требуя опровержения не соответствующей действительности информации. Мои интересы представляла адвокат, правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Ирина Хрунова.

Я хотел, чтобы в эфире Первого канала в какой-либо передаче было сказано, что это на самом деле фотография российского солдата. Мне было не столь важно сказать, что это мое фото, сколь важен факт признания того, что это наш солдат.

Однако все оказалось не так просто. Закон обязывает давать опровержение только в том же формате и уделить ему столько же времени, сколько и не соответствующей действительности информации. Проблема в том, что в данном случае — это четыре секунды, а фильм не является цикловой передачей. То есть Первый канал не обязан давать опровержение в другом фильме или передаче, как и не обязан пускать фильм в эфир повторно. Также под «опровержением» понимается именно «опровержение», объяснение же того, как и почему была в эфир пущена не соответствующая действительности информация, является уже новой информацией и озвучивать ее закон также не обязывает.

Грубо говоря, сегодня под видом документального кино можно снимать любую фантастику — добиться адекватного опровержения по закону практически невозможно. И даже если бы Первый канал вдруг пошел нам навстречу, то выглядело бы это примерно так: ведущий, скажем, новостей, вдруг ни с того ни с сего говорит: «Фотография раненого солдата сделана не Дэвидом Аксом, а Аркадием Бабченко, и не в Ираке, а в Грузии», укладываясь в четыре секунды, и затем продолжает эфир. Согласитесь, странно.

Поэтому, когда на втором заседании вызванный в качестве соответчика Сергей Надеждин, продюсер и руководитель ООО «Студия «Индиго», производителя фильма, признал ошибку, объяснив ее технической накладкой (речь фотографа была наложена не на тот видеоряд), и предложил мировое соглашение, мы решили принять его.

Согласно определению Останкинского районного суда (председательствующий — судья Дорохина Е.М.) от 23 марта:

— Первый канал обязуется разместить на своем сайте в разделе «Документальное кино» в материалах, посвященных фильму, фотографию раненого солдата, указав, что автором фотографии является не Дэвид Акс, а Аркадий Бабченко, и она сделана в Грузии, а не в Ираке. Данная информация будет размещена на сайте в течение 24 часов.

— Студия «Индиго» обязуется выплатить истцу 30 тысяч рублей.

Первый канал опровержение на сайте уже дал. Правда, на третьей странице и ровно то, какое обязан, одно предложение: «Фото раненого солдата. Автор не Дэвид Акс, а Аркадий Бабченко», ни словом больше, но факт остается фактом.

Закрывая процесс, судья Дорохина Е.М сказала на прощание: «Если бы вы знали, как я мечтаю избавиться от этой башни!». В канцелярии суда мне показали стопку исков к Первому каналу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow