Эта галерея на Нижней Сыромятнической — как прибрежный архипелаг при владетельном княжестве «Винзавода». Старый фабричный двор извилист, как фьорд, по нему рассыпаны суровые, точно скалы, корпуса залов. Все уместно: выставка «Пан-Баренц» посвящена Большому Заполярью. Ее месседж: «Культура есть средство перемены участи». Или уж по крайней мере качества жизни.Кураторы проекта называют его геополитическим — и геокультурным.
Баренц-регион стал особой географической зоной в 1993-м, по межгосударственному соглашению России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Земля прямой экономической кооперации, пограничье четырех стран (а также — пограничье Евросоюза и РФ, НАТО, России и нейтральной Швеции), Баренц-регион включает Крайний Север Норвегии с городами Киркенес, Тромсе, Бодо, земли поморов с Мурманском и Архангельском, Карелию, Салехард, финский Рованиеми. Всего 4,5 млн душ населения и 380 городов: от угрюмых советских мегаполисов до пряничных скандинавских «двухтысячников».
«От промышленных городов к рыбацким городкам, от открытых всему миру — до закрытых городов, от военных баз — к стойбищам саами, от опустевших городов — к реконструированным…Поселения Баренц-региона очень разнообразны и контрастны. Добавьте арктический климат, полярную ночь — вот земля экстремального градостростроительства», — пишут участники проекта The Barents Urban Survey 2009.
Сюда ездила рыбачить британская знать (норвежские тресколовы звали экстремалов XIX века «лососевыми лордами»). Здесь погибали советские зэка. Здесь делали последнюю стоянку перед броском к полюсу Нансен и Амундсен. Наконец, здесь — газовые шельфы и нефть в недрах, здесь пройдет трубопровод Nordstream.
Выставка «Пан-Баренц» — часть фестиваля Barents Art Triennale. Перемещаясь по городам (Осло — Тромсе — Рованиеми — Мурманск — Москва), она прежде всего ставит вопрос о будущем края. Но и дает идеи ответа. Отчасти — средствами современного искусства: Ольга и Александр Флоренские собирают из заполярного антиквариата (все больше списанные секстанты, цинковые банки для снастей да облезло-золотые жестянки из-под английского чая) модель чудесного городка с церквями всех конфессий, ратушей и оперой; группа «Синие носы» в видеоперформансе бичует хищнический капитализм. (Английские титры гласят: «Новорусские промышленники используют траулеры советской постройки сверх срока эксплуатации — а потом режут их на металлолом»; в кадре «нос» Шабуров бегает на четвереньках, а «нос» Мизин ловкими пинками в зад гонит его куда-то: видимо, на металлолом.) На видео норвежца Свейна Йохансена честный снеговик с морковным носом вооружен интернетом не хуже брокера — и то растет, то тает в зависимости от роста-падения цен на нефть.
Но самое интересное на выставке — проекты архитекторов и экологов. Хакон Йенсен (Тромсе) десятилетиями составлял карту движения рыбы в регионе. Он доказывает: рыба — не менее выгодный ресурс, чем нефть и газ, и намечает на Кольском побережье идеальное место для экологически чистого международного города на 10 000 жителей, где будут заниматься только приемом судов и переработкой рыбы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Градостроители группы BUROMOSCOW предлагают свой проект зрительного «очеловечивания» Мурманска. Они начинают с цифр: в 1980-м в городе было 450 тысяч жителей, сейчас — 317 тысяч. За тридцать лет центр Заполярья потерял треть населения.
Далее следует целая система простых и сложных способов улучшить качество жизни. Открыть мурманчанам набережную (на сегодня — полностью закрытую от города). Сделать первые этажи зонами общественной жизни. Привести в бело-серую застройку 1970-х (заметим: на серо-белом фоне снега, моря, сопок) — цвет, цвет и еще раз цвет. Даже монумент солдатам Отечественной, царящий над городом, они предлагают позолотить — не для державной помпы, а чтобы уже в феврале аккумулировал первые лучи солнца.
Факультет планирования и дизайна городов Технологического университета в Тронхайме представляет свой проект типового экопоселения за Полярным кругом.
…Альтернативой этим идеям на выставке служит игра «Баренц — точка риска. Ресурсы на кону» (группа Nord, Копенгаген). Она похожа на «Монополию». И напоминает: и процветание, и разграбление земель — дело человека и выбранных им сценариев.
Проект The Barents Urban Survey 2009, объединивший экологов и градостроителей с их идеями «нового Заполярья», и фестиваль Barents Art Triennale предлагают на выставке сценарии сбережения края — и человека в нем. И этим странно напоминают арктическое, вполне интернациональное губернское земство образца XXI века.
Странствующая выставка «Пан-Баренц» — их манифест. Приполярные земли вскоре могут стать «новым Ближним Востоком» — напоминают ее кураторы. И вместе с тем могут «дать новую модель системного управления ресурсами, найти путь использования ресурсов всемирного значения для развития региона и местных сообществ, определить точный баланс между индустриальным и постиндустриальным миром».
При наличии, конечно, активных и упорных действий в пользу именно такой модели.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68