СюжетыОбщество

На кого свалить «Вал»?

Из задержанных по подозрению в убийстве Магомедтагирова пытками выбивают признания

Этот материал вышел в номере № 22 от 3 марта 2010 г.
Читать
В понедельник на главной площади Махачкалы прошел митинг в защиту прав задержанных по делу об убийстве главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова. Родственники и земляки задержанных требовали «прекратить пытки» и «допустить адвокатов к...

В понедельник на главной площади Махачкалы прошел митинг в защиту прав задержанных по делу об убийстве главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова.

Родственники и земляки задержанных требовали «прекратить пытки» и «допустить адвокатов к обвиняемым».

Всего по делу арестовано пять подозреваемых. Трое военнослужащих горнострелковой бригады, дислоцирующейся в Ботлихе: Сергей Жилин, Дмитрий Долгих и Андрей Рязанов. И двое местных жителей: Шамсула Борзиев и Абдулмажид Манапов. С момента их ареста прошло более 10 дней, адвокатов к задержанным до сих пор не допустили.

Более того, у родственников есть официальное медицинское освидетельствование Шамсулы Борзиева от 17 февраля, где зафиксировано наличие «тупой травмы грудной клетки, термических ожогов верхней трети бедер, гематомы обеих кистей, ушибы правого плеча и правой голени». А в графе «Жалобы» записано: «Боль в грудной клетке, во всем теле». Со слов Борзиева, он был не просто избит работниками МВД: «Применяли электрошок».

В свою очередь СКП РФ отрицает факты «якобы бесчеловечного отношения» к задержанным. И даже представляет свое медицинское освидетельствование Борзиева и Манапова, проведенное 1 марта. Из экспертизы следует, что у задержанных «на момент обследования никаких телесных повреждений не зафиксировано. Жалоб нет».

Также представители СКП утверждают, что пятерым арестованным оказывается «квалифицированная юридическая помощь адвокатами, которых они пригласили на основании соглашений».

«Вчера к адвокатам, дежурившим у здания ИВС Владикавказа, вышел представитель следственной группы Виталий Бородин. Он заявил, что задержанные отказались от услуг независимых защитников, — говорит адвокат Манапова Халимат Алигаджиева. — Я его сестра и не верю, чтобы он добровольно мог отказаться от моих услуг. Не говоря о том, что официально я уже вступила в дело. И для оформления отказа по закону необходимо мое присутствие».

Адвокатам обвиняемых удалось встретиться с нынешним главой МВД Дагестана Али Магомедовым, его замом Александром Трофимовым, курирующим в ведомстве работу сотрудников антитеррора, и главой следственной бригады по данному делу, следователем по особо важным делам СКП РФ по ЮФО Анатолием Грибенюковым. «Грибенюков заверил нас, — говорит Алигаджиева, — что направил представление о применении к Шамсуле Борзиеву недозволенных методов следствия. Выходит, следователь направляет представление, а его начальство отрицает факты, которые в этом представлении сообщаются».

Если родственники Борзиева и Манапова благодаря связям имеют хоть какие-то сведения о своих близких, то жены русских офицеров, арестованных по этому делу, до сих пор мало что знают об их судьбе.

«Я не знаю, куда обращаться и кому звонить, — говорит Людмила, жена старшего прапорщика Сергея Жилина. — Сергей 19 лет прослужил в армии. Он всю жизнь ставил службу на первое место. Его нельзя обвинить даже в халатности, не то что в пособничестве. Сюда мы приехали в 2007-м, из Буденновска. Родственников и связей нет. Его забрали 6 февраля».

«10 февраля Дима позвонил домой в Ботлих из Махачкалы, куда его командировали, и сказал, что задержится на пару дней. И пропал, — рассказывает Татьяна, жена прапорщика Дмитрия Долгих. — Спустя 12 дней мне удалось получить информацию в СКП, что мой муж обвинен в хищении боеприпасов и, если докажут, в соучастии в убийстве. Больше я о нем ничего не знаю. Адвоката до сих пор не наняла. Денег нет».

Сейчас Татьяна находится в больнице с диагнозом «угроза выкидыша».

По версии следствия, начальник склада вооружений Жилин и начальник склада боеприпасов Долгих оказали пособничество в убийстве министра. АС «Вал» № 0281, из которого был убит министр, и патроны к нему якобы находились именно на этих складах.

«Вал» — оружие штучное, даже в элитной ботлихской бригаде таких винтовок было всего две.

По рассказам местных, еще в июне 2009-го, сразу же после убийства, в городок приезжали специалисты и проводили «отстрел» винтовок, чтобы определить их причастность к преступлению.

Однако экспертиза дала отрицательный результат. В декабре эксперты вернулись во второй раз. А в феврале начались аресты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow