19 февраля случилось то, что еще очень долго будет обсуждать спортивный мир — вернувшийся Евгений Плющенко не выиграл вторую Олимпиаду подряд. Болельщики, независимо от национальной принадлежности, разделились на две армии, которые готовы в прямом смысле набить друг другу физиономии. Одни, обвиняя во всем несовершенную систему судейства и американо-канадское лобби, считают Плющенко истинным чемпионом. Вторые настаивают: Евгений не попробовал на зуб золотую медаль Ванкувера абсолютно по делу, забыв о системе выставления оценок. Давайте разбираться.
Начнем с того, что Евгений Плющенко не проиграл. Это в Солт-Лейк-Сити он продул Алексею Ягудину без вопросов. Точно так же, без вопросов, он сделал всех в Турине… Здесь же, в Канаде, была борьба, где, пользуясь борцовской терминологией, на лопатки никто никого не уложил, а по очкам американец Эйван Лайсачек оказался сильнее. Но могло быть и наоборот.
Соревнования по фигурному катанию оценивают 9 судей: ставят баллы как за элементы программы, так и за ее компоненты. Но результаты спортсменов зависят от мнения только 7 судей, так как компьютер — каждый раз случайным образом — отбрасывает оценки двух арбитров. После чего из оставшихся 7 оценок выбрасываются лучшая и худшая. В итоге «стоимость» каждого элемента или компонента вычисляется как среднее арифметическое из 5 оставшихся. Если бы компьютер проигнорировал оценки 2-го и 5-го арбитров, то Евгений Плющенко стал бы чемпионом. За технику он получил бы 84,95 (вместо 82,71), за компоненты — 85,70 (вместо 82,80), в сумме за произвольную программу — 170,65 (вместо 165,51), а в итоге — 261,50, что на 3,83 больше, чем у Лайсачека. Однако программа «стерла» тех, кто проявил симпатию к российскому фигуристу.
Не вдаваясь в тонкости судейства и правила фигурного катания, жена Плющенко Яна Рудковская предложила подать апелляцию, но руководители нашего спорта, к счастью, не додумались в этой ситуации выйти на всеобщее посмешище. Да, четко и грамотно составить правила, по которым тот или иной фигурист признается победителем, — давно пора. Но об этом позже.
А теперь представьте, что высокие чины ФИФА назначили бы переигровку матча Франция — Ирландия, сославшись на голевой пас рукой Анри, повлиявший на результат. С одной стороны, вероятно, это стало бы проявлением справедливости. Но, с другой стороны, есть правила, в которых записано: видеоповторы использовать запрещено, решения на поле принимает судья. Плохие правила? Возможно. Но играли по ним…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Это я к тому, что великий фигурист Евгений Плющенко и его не менее великий тренер Мишин, отправляясь в Ванкувер, прекрасно знали, что озолотиться нынче реально и без четверных прыжков, покорив народ в первую очередь красивыми взмахами рук и томным взглядом. И почему они рассчитывали, что арбитры, которые нервничали не меньше спортсменов, увидев великолепные прыжки Плющенко, упадут на колени и забудут все правила?
Безусловно, абсолютная победа Жени на европейском первенстве в Таллине расслабила и болельщиков, и всю команду Плющенко. Но разве в правилах прописан пункт о том, что чемпион Европы автоматически провозглашается олимпийским чемпионом? Опять-таки сторонники истерики как-то забыли о том, что Эйван Лайсачек, на секундочку, чемпион мира. «По дурацким правилам!» — наверняка парируют защитники Плющенко! Ну уж «свод законов» разрабатывал не американец…
По мнению плющенистов, Лайсачек и все те, кто не в состоянии сотворить в воздухе четыре оборота, должны были сняться с соревнований и поднести корону Королю. А они, козлы, подстроились к козлиным правилам, разучили взмахи, глаз подкрасили и — в бой!
Плющенко, к слову, вертел раньше бедрами и выделывал такие коленца, что пожилые женщины на последних рядах краснели. А уж от бильмана в исполнении Евгения фанатки всех возрастов падали в обморок. Но годы уходят, трехлетний простой сказывается, и Мишин с учеником, тренируясь до седьмого пота, логично сделали упор на прыжки. Для победы только и столько прыжков не хватило, и тренер потом признался: надо было включить в произвольную программу еще один каскад… И можно было подумать о компонентах между сложнейшими прыжками, сбитыми в кучу в самом начале программы… Но это критикам легко рассуждать, а не тому, кто вернулся спустя три года и совершил-таки спортивный подвиг. Подвиг судьи оценили не до конца. Но они и оценивают не это — а чистоту прыжков, сложность дорожек и вращений, связки и чистоту катания…
Теперь о коварном заговоре и спорам о том, куда движется фигурное катание без четверных. Глупо скрывать, что арбитры были настроены поднять на верхнюю ступень пьедестала представителя Северной Америки. Но когда, позвольте, было по-другому? Их коварным замыслам наши звезды мешали полвека, демонстрируя идеальное катание. Но в этот раз Евгений не был идеален даже в прыжках, и золото уплыло. Но его никто не отнимал. За камбэк золотую медаль на Олимпиаде никогда на шею не вешали…
С фигурным же катанием ничего не случится… Уже сегодня есть те, кто исполняет четверные, и те, кто в недалеком будущем собирается это делать. Разве не интересно будет наблюдать за соперничеством «прыгунов» с теми, кто предпочитает вращаться? В конце концов это — фигурное катание, а не прыжки под музыку. Вот только правила, без сомнения, нужно подредактировать. Чтобы, к примеру, у «волчков» не было преимущества перед «прыгунами».
…А Плющенко не проиграл. Лайсачек выиграл. И никто в этом не виноват.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68