СюжетыОбщество

Уйдет ли G из Поднебесной?

Может ли Google диктовать условия китайскому правительству и может ли китайское правительство обойтись без интернет-поисковика

Этот материал вышел в номере № 06 от 22 января 2010 г.
Читать
12 января в официальном блоге компании Google появилось сообщение от имени главы Google China по корпоративному развитию и юридическим вопросам Дэвида Драммонда. В декабре произошла серия хакерских атак на сервисы Coogle, основной целью...

12 января в официальном блоге компании Google появилось сообщение от имени главы Google China по корпоративному развитию и юридическим вопросам Дэвида Драммонда. В декабре произошла серия хакерских атак на сервисы Coogle, основной целью которых, по его словам, были почтовые ящики китайских правозащитников. Подразумевая, что за атаками стоят китайские государственные службы, Драммонд заявил, что в 2006 году компания пошла на некий компромисс с китайскими властями в части фильтрации запрещенных в Китае ресурсов, но теперь желает пересмотреть эти соглашения. Отчетливо при этом сознавая, что это может означать закрытие сайта Google.cn и уход компании с китайского поискового рынка.

Хакерская атака, послужившая поводом для демарша, не была нацелена на одну лишь Google. По данным The Washington Post, жертвами ее стали по крайней мере 34 компании различных отраслей промышленности. Из информационного сектора пострадали, в частности, кроме Google, такие компании как Yahoo!, Symantec и Adobe. Уже в свете этого факта ясно, что гугловские почтовые ящики двух правозащитников явно были лишь двумя из многих целей взломщиков, причем, как утверждают в Google, до содержания писем в этих ящиках хакеры так и не добрались.

Это далеко не первая крупная атака, в организации которой обвиняются китайские власти. Прямых доказательств еще ни разу получить не удалось, но специалисты давно уверены, что кибератаки, как политической, так и экономической направленности (попросту говоря, промышленный шпионаж), стали заметной частью повседневной деятельности китайских специальных и разведывательных служб. Так, аналитическая компания iDefense в 2007 году утверждала, что в Китае действует не меньше нескольких сотен хакерских групп, финансируемых Народно-освободительной армией Китая (НОАК).

И это — на фоне того факта, что за взлом электронных коммуникаций в Китае по закону могут и казнить. Так что позиция Google, по сути дела заявившей: «или вы прекращаете нас бомбить атаками, или мы уходим из Китая», совсем небезосновательна. Правда, отсутствие прямых доказательств связи официальных структур с хакерами играет на руку китайскому правительству, которое, разумеется, все отрицает…

G на местном рынке

Вся эта история происходит на фоне отнюдь не блестящего положения Google на китайском рынке. На данный момент ей принадлежит, по разным оценкам, от 28 до 35% поискового рынка Китая, и китайское подразделение приносит около десятой части всех доходов компании. Что само по себе выглядит неплохо (так, на российском рынке доля Google всего около 20%), но надо еще учесть, что китайское подразделение — самое дорогое в структуре компании: на него в 2008–2009 гг. пришлось от 30 до 45% всех общих операционных расходов корпорации. Поэтому китайское направление в целом для Google убыточно. При этом национальный китайский поисковик Baidu.com (аналог отечественного Яндекса), в начале 2000-х имевший всего лишь 3—5% рынка, на данный момент обгоняет китайский Google более чем вдвое — ему принадлежит от 58 до 72% рынка.

История взаимодействия компании с китайскими властями началась задолго до официального выхода Google на китайский рынок. Первый скандал с отключением доступа к сервисам Google на территории Китая произошел еще в сентябре 2002 года. В 2005 году Google наконец решила официально выйти на китайский рынок, и в начале 2006-го был открыт сайт Google.cn, в котором цензурные требования властей были удовлетворены. Причем тогда Google долго аргументировала этот шаг для мировой общественности, оправдываясь стандартным доводом, что лучше какой-никакой «западный» поиск, чем вовсе никакого.

Власти уже тогда показали, что никаких компромиссов они не допустят: через непродолжительное время, в июне 2006-го, был окончательно закрыт доступ на территории Китая международному и, соответственно, неподцензурному сервису Google.com, оставлен лишь китайский вариант. Заметим, что, в свою очередь, этот китайский вариант, наоборот, доступен лишь на территории Китая и упоминание о событиях на площади Тяньаньмэнь в 1989 году на сайте Coogle.cn за пределами Китая легко находится.

Дальнейшая судьба Google в Китае сложилась печально. Подразделение возглавил некто Кай Фу Ли, которого специально переманили аж с поста вице-президента компании Microsoft (последняя даже собиралась судиться с Google на эту тему). Но Кай Фу Ли, как мы сейчас можем констатировать, допустил ряд стратегических просчетов. Так, решение заменить непонятное и непроизносимое для китайцев сочетание букв Google на одну букву G было принято руководством лишь в 2007 году. Но дорогущая рекламная кампания (улицы китайских городов были буквально увешаны баннерами с адресом G.cn, причем само это доменное имя было приобретено за баснословные деньги) не дала никаких результатов.

По свидетельству корреспондента «Компьютерры-онлайн» Тимофея Бахвалова , проживающего в Китае уже не первый год, «подавляющее большинство китайцев, которые видели, как я использую Google, комментировали это примерно такими словами: «А, это их такой иностранный Байду». Видимо, за эти просчеты в сентябре 2009-го Кай Фу Ли был уволен со своего поста, и на его место так никого до сих пор и не нашли.

«Великий китайский файрвол»

Теперь стоит обратиться к другой стороне вопроса — к интернет-цензуре, которую Google собирается отменить своей волей. В Китае задействованы колоссальные человеческие и финансовые ресурсы, дабы воспрепятствовать гражданам получать доступ к нежелательным, по мнению властей, сайтам, вплоть до отслеживания новостей в реальном времени. Запрещены такие крупнейшие социальные ресурсы, как Twitter, Facebook и LiveJournal, а также крупнейший видеохостинг YouTube. Периодически блокируется доступ к Википедии, являющейся сейчас одним из самых популярных образовательных ресурсов. Не могут пользоваться китайцы и Скайпом — одним из самых выгодных способов голосового общения людей по всему миру (к тому же эти разговоры нельзя прослушать).

Все официально присутствующие на китайском рынке компании вынуждены подчиняться такому положению вещей, и даже больше: например, в 2007 году Yahoo! передала властям доступ к почтовому ящику китайского диссидента Ши Тао (которого затем посадили в тюрьму на 10 лет), что вызвало даже судебное разбирательство в США. Но Yahoo! удалось тогда оправдаться — довольно, впрочем, беспомощными доводами о якобы непонимании последствий своего поступка. Правда, Джерри Янгу, исполнительному директору компании, пришлось сначала выслушать в лицо все, что о нем думают члены палаты представителей конгресса, назвавшие его и других руководителей Yahoo! «моральными пигмеями», согласиться предоставить финансовую поддержку семьям заключенных и создать фонд по оказанию гуманитарной помощи для поддержки других политических диссидентов.

Можно было бы усомниться в том, что создание «Великого китайского файрвола*», как прозвали усилия китайских властей досужие интернетчики, вообще целесообразно: цель отгородить граждан от какой-либо информации о том, что на самом деле происходит в Тибете, попросту недостойна такой великой державы и лишь портит ее международный имидж. Если бы не одно обстоятельство: на самом деле политическая цензура — лишь верхушка айсберга, практически незаметная изнутри страны. А главная часть, в чем китайцы с правительством вполне солидарны, — блокирование доступа к порноресурсам.

Я попросил Александра Мальцева, главного редактора русскоязычного интернет-издания о Китае «Магазета» , проживающего в стране уже около десяти лет, поделиться впечатлениями о том, как сами китайцы относятся к наличию интернет-цензуры. Вот что он мне ответил: «В целом китайцы к интернет-цензуре относятся спокойно и равнодушно. Если так делает правительство, значит, это полезно стране. Ведь основной массой заблокированных сайтов являются порносайты, а уж потом сайты политической оппозиции и некоторые СМИ. Популярные на Западе социальные сервисы типа «Твиттера» или Facebook составляют очень маленькую долю заблокированных сайтов. И об этих сервисах знают лишь китайские гики**. На месте чужеродного Facebook-а здесь есть 4-5 своих крупных социальных сетей. Да и вообще, китайцы — нация довольно самодостаточная и всегда с недоверием относилась к изобретениям «заморских дьяволов». Так что внутри страны проблема цензуры не ощущается вовсе. Особенно учитывая, что для тех, кто очень хочет, всегда есть обходные пути, пусть и не очень доступные рядовым пользователям (например, доступ через специальные серверы-«анонимайзеры», не позволяющие определить, откуда приходит запрос).

Нет, конечно, китайские правозащитники существуют в природе — после появления заявления Драймонда нашлись люди, предпринявшие символическую акцию возложения цветов перед китайским отделением Google в Пекине. Власти отреагировали вполне ожидаемо, заявив, что возложение цветов сначала должно быть согласовано с соответствующими официальными инстанциями, и цветы убрали. Причем и упоминания об этом инциденте (получившем в китайском стиле специальное название «Незаконная цветочная дань») были удалены из китайских поисковых систем и блогов.

Но несмотря на это, едва ли сколько-нибудь широкие общественные круги в Китае всерьез озабочены этой проблемой, и уж наверняка глубоко безразлично властям — останется Google в Китае или нет. «Стабильное развитие Китая приносит выгоду не только нам, но и всему миру, так что компания Google должна дважды подумать и выбрать правильное решение», — заявил представитель министерства торговли КНР.

А вне страны позицию Google поддержала компания Yahoo! в лице своего головного офиса в США (на что ее китайский представитель — компания Alibaba — немедленно обвинил своего партнера в безрассудстве). Поддержали компанию и западные политики — администрация США в лице госсекретаря Хиллари Клинтон и политические круги ЕС. Но в то же время ряд компаний, включая Microsoft, выразил недоумение в связи с таким демаршем. По всем признакам в Microsoft с ее поисковой системой Bing уже потирают руки в предвкушении занять место Google среди 338-милионной интернет-аудитории Китая.

Компромисс

По мнению большинства разбирающихся в предмете экспертов, из демарша Google ничего не выйдет. Александр Мальцев: «В целом китайская общественность отнеслась к этому поступку Гугла, как к очень плохой выходке».

Во-первых, позиции правительства Китая достаточно сильны, причем в первую очередь внутри страны, где обстановка ничуть не напоминает славное советское прошлое с его очередями и глобальными запретами на малейшие признаки публичного выражения недовольства властями. Да и ультиматумы китайскому правительству могут закончиться только ничем, а оказание политического давления в ряде случаев даже ухудшает ситуацию (как в недавней истории с казненным британским торговцем наркотиками, которого, может быть, и передали бы Великобритании на предмет отбывания пожизненного заключения, если бы не многочисленные ультимативные требования Гордона Брауна).

Во-вторых, если позиции Китая в этом конфликте сильны, то у Google, наоборот, слабы. Как уже говорилось, нет никаких доказательств причастности правительства к хакерским атакам, а без этого повода для демарша вроде бы и не существует. Будь Google хотя бы лидером китайского рынка, могло бы не создаться впечатления, что компания так или иначе вынуждена уйти, но напоследок решила погромче хлопнуть дверью, чтобы заработать себе политический капитал в мировых кругах и заодно оправдаться за вынужденные (и явно неприятные самой компании) действия ранее. Заметьте, я не утверждаю, что дело обстоит именно так, но обвинения такие высказываются, и игнорировать их было бы глупо.

Александр Мальцев уверен, что «если компания хочет играть на китайском рынке, то она должна соблюдать местные правила игры. Даже если это попахивает лицемерием. Китайским пользователям все равно, как себя позиционирует данная компания у себя на Западе, главное — как она это делает здесь, в Китае. Правила игры для всех одинаковы».

Что будет, если компания и в самом деле уйдет? По мнению Тимофея Бахвалова, «скорее всего, будет полностью закрыт доступ ко всем международным серверам этой компании. Функционировать продолжат почта Gmail, чат Google Talk, трехмерный «глобус» Google Earth и другие сервисы и пакеты, не связанные с поиском информации». Затруднится юридическое взаимодействие Google и операторов связи China Mobile и China Telecom, которые входят в альянс разработчиков такого важного продукта Google, как свободно распространяемая мобильная платформа Android. Как пишет «Российская газета», «около 800 сотрудников Google в Китае смотрят в будущее с пессимизмом и боятся потерять работу, считая, что ни китайское правительство, ни компания не пойдут на уступки».

В свете всего сказанного понятно, почему акции Baidu выросли за полмесяца на рекордные 11%, а акции Google, наоборот, упали на 1,8%. Правда, китайская China Daily, по свидетельству «Российской газеты», настроена оптимистично и приводит мнение экспертов, утверждающих, что «очень маловероятно, что Google уйдет с этого крупнейшего рынка — 338 миллионов интернет-пользователей».

Выход может быть найден, например, по аналогии с Yahoo!, передавшей в свое время управление подразделением Yahoo! China местному менеджменту — упомянутой Alibaba.com, и взамен купившей 40% акций этой компании. И ближайший кандидат на такую роль для Google в лице Baidu.com, несомненно, будет только счастлив такому развитию событий. Впрочем, можно допустить и личные переговоры руководства компании с представителями китайской власти (например, при участии авторитетных международных посредников). «Новая» следит за развитием событий.

* От английского firewall, в буквальном переводе «огненная стена», противопожарная стена (то же, что и «брандмауэр»). В Интернете специальные средства безопасности, разгораживающие отдельные сегменты сети друг от друга.

** Гик (англ. geek) — человек, одержимый технологиями, в том числе компьютерными.

Справка «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow