СюжетыОбщество

320 пенсионеров в Страсбурге

Россияне установили рекорд Европейского суда по правам человека. И повысили свои пенсии

Этот материал вышел в номере № 06 от 22 января 2010 г.
Читать
320 пенсионеров в Страсбурге
Фото: «Новая газета»
Известно, что Россия — самый крупный поставщик жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Но положительное решение по одинаковым жалобам (всего 320 штук) россиян — сенсация! Небывалый даже для Страсбургского суда рекорд. 17 декабря...

Известно, что Россия — самый крупный поставщик жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Но положительное решение по одинаковым жалобам (всего 320 штук) россиян — сенсация! Небывалый даже для Страсбургского суда рекорд .

17 декабря суд вынес постановления по 155 жалобам, усмотрев нарушения прав пенсионеров, отработавших на вредном производстве и претендующих на повышенную пенсию. По российскому закону они имеют на это право, а по решениям наших судов — нет. И это уже третья группа исков по одному и тому же поводу. 109 постановлений в октябре 2009 года. Еще 56 — в ноябре. И 155 — в декабре. По решению Европейского суда по правам человека наше государство кроме положенных пенсий должно выплатить каждому истцу еще по 2000 евро — за моральный ущерб и причиненный вред. У России есть три месяца на обжалование решения. Но за всю многолетнюю практику ЕСПЧ не было ни одного случая неисполнения его решений государствами-членами Совета Европы.

В Электростали Московской области есть машиностроительный завод, который в войну выпускал боеприпасы, с 1945 года стал работать с ураном для ядерной бомбы, а позже с топливом для атомных станций. Условия работы здесь по советским меркам назывались «особо вредными». Один из пенсионеров, ветеран завода Юрий Сергиенко , рассказал, что с его участка, на котором трудились 38 человек, в живых сейчас он один. Сам Сергиенко вышел на пенсию в 1982 году в 50 лет. Большая часть его товарищей не доживали до 60.

В Советском Союзе были льготы у тех, кто работал на вредном производстве. Люди, рисковавшие здоровьем, раньше выходили на пенсию и получали к ней надбавки. Но в бытность Михаила Зурабова председателем правления Пенсионного фонда эти надбавки урезали. Федеральный закон №173 «О трудовых пенсиях», принятый в декабре 2001 года, ввел право выбора: хочет пенсионер получать пенсию по льготным основаниям или по общему стажу? Но об этом праве пенсионерам никто не сообщил. Никакого автоматического перерасчета пенсий ПФ не произвел. Пенсионер, которому надбавка была положена, должен был как-то узнать об этом сам и заявить, хочет он перерасчета (читай: надбавки к пенсии) или нет. «Новая» писала об этом ( см. №57 от 27.08.2008 — «Кто отбирает надбавки к пенсиям» ).

Не всякий пенсионер имеет возможность отслеживать законотворческую деятельность Госдумы и разбираться в казуистике одного из самых невнятных законов. Тем не менее сарафанное радио, пусть не быстро, но все-таки разнесло эту весть, пенсионеры узнали, что они недополучают деньги, и с весны 2005 года по стране покатились суды. Многие тысячи пенсионеров их выиграли. Только в Московской области было более 20 тысяч таких победителей. В одном Воскресенске, где работали химические заводы, — около 8000. Правда, победа в суде одного пенсионера никак не распространялась на других. Каждый должен был идти в суд и биться со своим государством за свои права. Некоторым ветеранам эти победы стоили жизни. То, что не сделала реальная вредность промышленного производства, довершило судопроизводство. По Электростали был рекорд, когда одному из истцов 8 месяцев не выдавали решение суда, которое надо было представить в Пенсионный фонд. Пенсионер, как на работу, ходил в канцелярию суда, стоял в очереди, кланялся девочкам-секретарям и раз за разом слышал: «Приходите позже». Другой электростальский пенсионер, Борис Колпаков, получил это злополучное решение, отошел от окошка, упал… и умер.

Но даже те, кто пережил эти суды, радовались недолго. Пенсионный фонд последовательно боролся «за свое» — подавал многочисленные кассационные жалобы против пенсионеров. И пошли массовые отмены так нелегко давшихся ветеранам решений местных судов по увеличению пенсий льготникам. Это притом что сам закон не менялся. Пенсионеров лишали однажды уже присужденной надбавки.

Игорь Федотов, юрист Московской Хельсинкской группы (МХГ), рассказывает: «Фактически одновременно и повсеместно суды стали пересматривать «по вновь открывшимся обстоятельствам» и отменять свои же решения, принятые в пользу пенсионеров. Как по «щучьему велению» многочисленные судьи из разных регионов России вдруг разом осознали свои «ошибки». В Подмосковье функции «щучьего веления» возложила на себя бывший председатель Московского областного суда С. Марасанова. Она направила председателям всех нижестоящих судов директивные депеши о пересмотре пенсионных дел «по вновь открывшимся обстоятельствам». Чиновники в мантиях кинулись исполнять. Для наиболее прытких эти забеги увенчались ценными призами. Например, судья Т. Туманова из Электростали, пересмотревшая рекордное количество своих собственных решений, удостоилась должности председателя городского суда».

Вспоминает Юрий Сергиенко: «У нас в Электростали с марта по ноябрь 2006 года суды стали принимать решения о повышении пенсии. Прибавляли от 1000 до 1800 рублей, правда, с момента подачи заявления в Пенсионный фонд, а не с 1 января 2002 года, когда 173-й закон вступил в силу. За это время городской и областной суды повысили пенсию 1783 пенсионерам (сейчас из них живы только 1670), отработавшим на вредном производстве, из 18 000, проживающих в городе. Но с 22 ноября 2006 года суды стали принимать решения в пользу Пенсионного фонда по новым делам. А с октября 2007-го суды города стали принимать решения по снятию повышенной части пенсии, которую сами же присудили прежде, на основании письма председателя областного суда Марасановой».

Тогда многочисленные жалобы россиян полетели в Страсбург. Юристы МХГ сформулировали типовое заявление, которым воспользовались сотни пенсионеров. ЕСПЧ приступил к ускоренной процедуре рассмотрения жалоб. Европейский суд предложил властям России представить свои предложения по мирному урегулированию спора. Российские власти на мировую не пошли.

«Меня, представителя пенсионеров в Страсбурге, интересовало, какие правовые доводы могли бы привести в свое оправдание наши власти, — говорит юрист МХГ Игорь Федотов. — Толковать их позицию взялся Г. Матюшкин, уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека. Матюшкин принялся доказывать Страсбургу право нашего государства играть со своими гражданами «краплеными» картами. Взывая к международному суду, он писал, что «был нанесен огромный ущерб федеральному бюджету», и если бы суды не защитили Пенсионный фонд, бюджету «мог бы быть нанесен еще больший ущерб». «Циничная демагогия» — так в ответном комментарии, направленном в Страсбург, оценили пенсионеры заботу Матюшкина о государственном благе».

В разгар этой переписки обобранные пенсионеры вдруг заметили какие-то прибавки в своих пенсиях. Без всяких официальных разъяснений. Так втихаря ветеранам восстановили льготный размер пенсии и вернули деньги, не выплаченные после судебного «пересмотра». Это произошло не со всеми, кто работал на вредном производстве, а только с теми, кто уже судился, имел положительные судебные решения по своим надбавкам, позже отмененные. Таким образом, власти не признали незаконным «пересмотр», не отменили соответствующие решения судов, не сообщили в Страсбург о восстановлении прав пенсионеров. Видимо, опасались, что официальное признание их прав обернется возмущением тех, кто раньше в суды не обращался. «По понятиям бюрократии с нашими людьми сойдет и так, — считает Игорь Федотов. — Сначала можно «по понятиям» пенсии назначить. Потом «по понятиям» их отобрать. Потом «по понятиям» что-то вернуть. Этот «бег на месте» финишировал в Страсбурге».

Один из «победителей», Юрий Сергиенко, сетует: «Наше государство признано виновным в нарушении прав человека и обязано устранить эти нарушения. Теперь налогоплательщики будут оплачивать компенсацию, которую взыщет в пользу пенсионеров с государства Европейский суд, — по 2000 евро на человека. Умножить на 320 жалоб — уже 640 тысяч. А это далеко не все поданные иски. Их число будет расти. У этой бюджетной растраты есть реальные виновники».

Комментарий

Ирина Боева ,_ замначальника управления Пенсионного фонда по Москве и Московской области:_

— В Московской области суды с 2005 года толковали закон таким образом, что повышали пенсии льготникам. В Москве мы таких решений не допустили. В 173-м законе были пункты, которые противоречили друг другу. Мы неоднократно в судах доказывали, что повышенная пенсия льготникам незаконна. После того как Верховный суд рассмотрел конкретное дело по существу, признал, что правоприменительная практика Пенсионного фонда правильная, суды стали менять свои решения — изменять размеры пенсий.

— Уменьшать?

— Нам больше нравится формулировка «приводить в соответствие с действующим законодательством».

319-й закон в декабре 2008 года поставил в этом вопросе точку. Те, кто работал на вредном производстве, раньше выходят на пенсию, но размер пенсии всем будут рассчитывать одинаково. А тем, у кого было решение суда о перерасчете пенсий, мы выплатили, несмотря на то, что потом были суды с отказами.

P.S. Пенсионеры, чьи дела были рассмотрены ЕСПЧ в октябре, получили письма из Минюста за подписью заместителя министра юстиции Н.Я. Зяткиной. Она предупредила, что постановление Европейского суда по правам человека пока не вступило в силу и может быть обжаловано, но уже попросила прислать реквизиты банковского счета в рублях на адрес Минюста.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow