СюжетыКультура

Царь и король

Выставка в Кремле объединила победителя и побежденного

Этот материал вышел в номере № 05 от 20 января 2010 г.
Читать
«Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь Бог нам через неописанную храбрость наших солдат даровать изволил с малою войск наших кровью», — писал царь Петр I 27 июня 1709-го в письме к представителям верховной...

«Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь Бог нам через неописанную храбрость наших солдат даровать изволил с малою войск наших кровью», — писал царь Петр I 27 июня 1709-го в письме к представителям верховной государственной власти после победного завершения Полтавской битвы. Именно этому событию посвящена выставка «Генеральная баталия, к 300-летию Полтавской битвы», открытая до марта в Успенской звоннице и Одностолпной палате Московского Кремля. Представлено свыше 160 объектов: портреты участников Северной войны и их личные вещи, награды, золотые памятные медали, образцы русского и шведского вооружения конца ХVII — начала ХVIII века, работы мастеров серебряного дела и эмальеров из собраний музеев Кремля, Эрмитажа. Третьяковки, Русского музея, Национального музея и Королевской оружейной палаты в Стокгольме, Государственных коллекций произведений искусств в Дрездене… Полностью отсутствуют экспонаты из Музея истории Полтавской битвы в городе Полтаве, собрание которого является одним из важнейших источников. Украинская тема представлена только графическим портретом мятежного гетмана Ивана Мазепы, гетманской булавой Мазепы, сработанной в Турции и украшенной бирюзой и инкрустациями, а также огромной Жалованной грамотой на вотчины, «слободы с деревнями и слободками» Рыльского уезда под Курском, выданной Петром I гетману, когда тот еще был верноподданным русского царя и воевал с крымскими татарами и турками. Между тем именно на земле Украины развертывались основные события Северной войны, предшествовавшие Полтавской битве. Зато акцентирована московская тема. Торжественный въезд русских войск в Москву 18 декабря 1709 года после поражения шведов запечатлен на двух гравюрах — черно-белой и тонированной, принадлежащей резцу А.Ф. Зубова, очевидца событий. Помимо гордо галопирующих на конях триумфаторов можно заметить и несколько фигур несчастных пленников. Они изображены босыми, в железных ошейниках, за которые они прикованы цепями к стене. Недаром участник событий — шведский капрал Ларс Эрик Смепуст, переживший ужасы русского плена, писал: «16 декабря Его Царское Величество возвратился в Москву, в честь его палили из пушек вокруг дворца. 21- го числа того же месяца шведских пленных начали проводить через семь триумфальных ворот, чтобы нас, сынов Швеции, унизить и над нами глумиться, и продолжалась сия церемония три дня. А улицы в разных местах убраны были красным». Дневники шведских офицеров и солдат — участников Северной войны — под названием «Дневники каролинских воинов» были изданы в 12 томах в 1901—1918 годах в Стокгольме. Дневники русских участников событий никогда изданы не были. К числу наиболее ценных и художественно значимых экспонатов относятся произведения скульптуры. Это бронзовые бюсты Петра I и Меншикова работы Бартоломео Растрелли, а также гипсовый бюст Карла ХII работы французского скульптора Ж.-Ф. Бушардона или копия с него. В отличие от Петра, который любил, чтобы его изображали в средневековых рыцарских латах, Карл предпочитал позировать для своих портретов в простой каролинской униформе. Таким он предстает и на живописном портрете кисти А. Спарре, сподвижника Карла ХII, бежавшего вместе с ним после поражения в Турцию. Рядом с бюстом выставлена огромная Библия, которую шведский король возил всюду с собой в своих походах. Его жизненными девизами были: «Господь мой защитник» и «С Божьей помощью». Однако перед самой Полтавской битвой он, видимо, изменил своему девизу. «С Божьей помощью произвели мы два пушечных залпа, на кои неприятель ответил тремя, после чего, не совершив утреннего молебствия, чего ранее никогда не случалось, с первыми лучами солнца атаковали мы врага», — записал в своем дневнике шведский лейтенант Иоахим Лют. Полтавскую битву изображают большое полотно французского художника П.Д. Мартена-младшего и крупноформатный офорт А.Ф. Зубова. Что касается Петра, то он трижды во время сражения оказывался на волоске от гибели. Первый раз пуля прострелила его шляпу. Во второй угодила в седло его коня (простреленное седло показано на выставке). А в третий раз от пули заградил Петра висевший на его груди большой крест с мощевиком. Именно этот крест и спас русского царя и принес его воинству «превеликую и нечаемую викторию».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow