СюжетыПолитика

Без преемников

Чилийцы научились менять политический режим, не нарушая закон

Этот материал вышел в номере № 05 от 20 января 2010 г.
Читать
В Чили впервые за полвека к власти на выборах пришел президент, представляющий правых консерваторов. Его поддержали те же силы, что стояли за диктатором Аугусто Пиночетом, который силой удерживал власть в стране долгих 17 лет. Означает ли...

В Чили впервые за полвека к власти на выборах пришел президент, представляющий правых консерваторов.

Его поддержали те же силы, что стояли за диктатором Аугусто Пиночетом, который силой удерживал власть в стране долгих 17 лет. Означает ли это, что Чили устремилась в прошлое? Вспомнила о твердой руке, о своем «эффективном менеджере», которого когда-то заклеймила и предала суду?

Именитый латиноамериканский журналист и политолог Альваро Варгас Льоса утверждает, что происходит нечто прямо противоположное — страна идет вперед. В Испании, говорит он, подлинная победа демократии произошла лишь тогда, когда наследники диктатора Франко впервые победили на честных свободных выборах.

Тот же феномен демонстрирует и Чили.

Первый этап «очищения» в этой стране начался в 1990 году, когда коалиция левоцентристских партий разгромила на выборах ставленника Пиночета. Но тогда чилийские социалисты порвали с наследием не только военной диктатуры, но и своих «братьев по крови». Они раз и навсегда отказались от попыток национализировать чилийские банки, создания «народной милиции» и подмены правовой системы «социалистической законностью».

Коалиция левых и левоцентристских партий, включающая коммунистов, вернула стране закон, справедливые суды, политические институты, доверие к частному бизнесу. Чилийские левые доказали, что свобода лучше, чем несвобода, и основали уникальную для Латинской Америки модель государства, основанного на мощном общенациональном консенсусе.

Уже с середины 90-х мир заговорил о чилийском экономическом чуде. Чили заняла верхние строчки в рейтингах стран с наиболее высоким уровнем жизни в Латинской Америке, наилучшим образованием и здравоохранением, самыми свободными СМИ и — самым низким уровнем коррупции. Тем не менее к концу нулевых годов чилийские левые стали терять поддержку избирателей. Левые утратили «драйв», растеряли ориентиры, начали допускать в экономике одну промашку за другой. И хотя Чили по-прежнему выглядит весьма достойно в условиях экономического кризиса, пассивность коалиции стала очевидной. Так, по мнению Альваро Варгаса Льосы, «ведут себя те, кто считает, что править будет вечно».

Применительно к Чили речь идет не о персоналиях. Во-первых, у нынешнего президента Мишель Бачелет, чей мандат заканчивается в марте этого года, по-прежнему очень высокий рейтинг. Во-вторых, конституция страны запрещает ей повторное переизбрание.

Речь идет о политическом режиме определенной направленности. И этот режим был заменен — легко и безболезненно. Чилийское чудо, наверное, еще и в том, что переход власти от левых к правым произошел без уличных потасовок, без обвинений в масштабной подтасовке данных голосования и краже 3 или 4 процентов голосов.

На выборах 2006 года нынешний триумфатор Себастьян Пиньера во втором туре проиграл Бачелет. Теперь он одержал победу над кандидатом от правящей коалиции Эдуардо Фреем.

В последнее десятилетие стало модным говорить о некоем «левом повороте» Латинской Америки. Однако выборы последних месяцев говорят о том, что континент, скорее всего, направился в диаметрально противоположном направлении. Приход к власти Себастьяна Пиньеры в Чили последовал за победой кандидата от правых Рикардо Мартинелли в Панаме.

Что же касается бастиона левых — Венесуэлы, то последние действия Уго Чавеса, который провел девальвацию национальной денежной единицы, закрыл супермаркеты, принадлежащие иностранцам, и вывел войска на улицы для подавления протестов, ставят вопрос не столько об адекватности его режима, сколько о политическом долголетии бывшего десантника-путчиста.

«Ни в одной из стран, управляемых теми, кто пытается сделать свое правление бессрочным: Венесуэле, Боливии, Никарагуа, нет даже видимости национального единства, — говорит аргентинский журналист и политический деятель Габриэль Сальвия. — Общество в них расколото, победа лидеров достигнута за счет административного ресурса, а иногда за счет откровенного подлога».

Новый президент Чили Себастьян Пиньера, чья победа может серьезно ослабить влияние Чавеса и его соратников на континенте, между тем не намерен менять экономическую стратегию Чили, не говоря о политической системе. В прошлом один из его братьев был министром в правительстве Пиночета, а некоторые из нынешних помощников сотрудничали с диктаторским режимом. Но сам Пиньера на референдуме 1988 года сказал нет продлению полномочий Аугусто Пиночета.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow