СюжетыОбщество

Какому режиссеру не поможет макияж

Несмотря на свой шумный успех, женщины, работающие в кино, все еще плетутся в хвосте

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
Когда в марте следующего года Оскар с приятелями будет вновь раздавать награды, ему будет сложнее, чем обычно, не обратить внимание на роль, которую женщины играют в развитии кино. В этом году женщины заявили о себе во весь голос, начиная...

Когда в марте следующего года Оскар с приятелями будет вновь раздавать награды, ему будет сложнее, чем обычно, не обратить внимание на роль, которую женщины играют в развитии кино. В этом году женщины заявили о себе во весь голос, начиная с рекордных толп, которыми они стекались на фильм «Сумеречная сага: Новолуние», и заканчивая превращением фильма «Драгоценная» по роману Сэпфайра «Тужься» из сомнительного произведения в самый обсуждаемый женский фильм в истории. Нельзя не упомянуть и о роли, которую Мэрил Стрип сыграла в фильме «Жюли и Джулия», и о роли Кэрри Маллиган в фильме «Образование», обе актрисы получили множество похвал от критиков. И, наконец, Сандру Баллок, в 45 лет покорившую вершину в «Предложении» и в недавно вышедшем на экраны фильме «Темная сторона».

Скорее всего, немногие критики внесут «Новолуние» и «Темную сторону» в список десяти лучших фильмов года, но их успех у публики пойдет определенно на пользу женщинам, работающим в кино. Возможно, успех этот окажется настолько велик, что даже Голливуд не сможет его не заметить. Боссы киноиндустрии и критики годами утверждали, что женщины не ходят в кино. Хотя авторитетность этого мнения и была поставлена под сомнение успехом фильмов «Дьявол носит «Прада», «Секс в большом городе» и «Мама Миа!», требуется нечто большее, чем миллионы девочек-подростков и их мам, визжащих при виде эффектных вампиров и волосатых животных с накачанными дельтовидными мышцами, чтобы в Голливуде что-то наконец изменилось. Женщинам необходимо увериться в собственной силе.

Я говорю не о резиновых куклах из пубертатных фантазий, которые стреляют из пистолета, не забывая соблазнительно облизывать губы, а о фильмах, снятых женщинами для женщин. За 81 год существования Киноакадемии женщины только трижды удостаивались номинации на звание лучшего режиссера: в 1976 году — Лина Вертмюллер с фильмом «Паскуалино «Семь красоток»», в 1993 году — Джейн Кэмпион («Пианино»), в 2003 году — София Коппола с «Трудностями перевода». При этом приз не получила ни одна из них.

На первый взгляд в этом году ситуация гораздо лучше. «Повелитель бури» Кэтрин Байгелоу, «Жюли и Джулия» Норы Эфрон, «Образование» Лон Шерфиг и, наконец, «Яркая звезда» Джейн Кэмпион снискали слишком большой успех и у публики, и у критиков, чтобы остаться незамеченными. Это хорошая новость, которая как будто говорит о прогрессе. Но если пристальнее взглянуть на список женщин-режиссеров, снимавших в этом году, то положение окажется неважным. Из почти 600 новых фильмов, удостоенных внимания The New York Times в 2009 году, женщины сняли всего около 60. Не больше десятка режиссеров-женщин в этом году работали по контрактам с одной из шести основных голливудских компаний и их подразделений. Paramount и Warner Brothers не выпустили в этом году ни одного фильма, снятого женщиной.

Я надеюсь, что те, в чьих руках деньги (включая госпожу Баллок, которой принадлежит продюсерская компания, выпускающая настоящие хиты вроде «Предложения»), начнут наконец предоставлять женщинам возможность снимать не одни дурацкие мелодрамы (для начала сгодилась бы хорошая мелодрама).

То и дело режиссеры-женщины оказываются в центре внимания — вспомним Кимберли Пирс, поставившую «Парни не плачут». Но уже через мгновение о них забывают. Если вы когда-нибудь задумывались, куда пропали Сьюзен Зайделман, Пенни Маршалл, Марта Кулидж, Эмми Хекерлинг, Нэнси Савока, ни одной из которых не удалось реализоваться, то вы не одиноки.

В 1920 году американский режиссер, а в прошлом актриса Айда Мей Парк опубликовала эссе, вошедшее в книгу «Карьера для женщин», в котором предостерегала дам от избранного ею самой поприща. «Если вы не упрямы и не настойчивы, — писала она, — профессия режиссера не для вас».

Многие женщины согласятся со словами Парк. Или согласились бы, если бы им выпал шанс попробовать себя в роли режиссера. К сожалению, спустя 90 лет можно констатировать, что женщины изменились гораздо сильнее, чем киноиндустрия.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow