СюжетыОбщество

Ян Йозеф Лиферс. Рок-н-ролл при коммунизме

«Я так хотел рассказать ей о Восточной Германии, но не знал, с чего начать»

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
Когда Ян Йозеф Лиферс исполняет в переполненных залах по всей Германии рок-хиты времен бывшей ГДР, он почти не напоминает персонажа любимого миллионами телезрителей немецкого криминального телесериала «Место преступления». Он небрит,...

Когда Ян Йозеф Лиферс исполняет в переполненных залах по всей Германии рок-хиты времен бывшей ГДР, он почти не напоминает персонажа любимого миллионами телезрителей немецкого криминального телесериала «Место преступления».

Он небрит, одевается во все черное, держится раскованно и в перерывах между песнями заставляет публику хохотать, рассказывая анекдоты из жизни при коммунизме: о том, сколько терпения требовалось в полицейском государстве, чтобы позвонить за границу, или как при виде длинной очереди у человека возникало неконтролируемое желание встать в нее, даже не узнав, что продают чем.

Многие телезрители понятия не имеют ни о том, что сорокапятилетний Лиферс родился и вырос в Дрездене, ни о той выдающейся роли, которую ему довелось сыграть в бескровной кончине Германской Демократической Республики. Это неудивительно: по его собственным словам, после падения Берлинской стены он понял, что рассказать о жизни при коммунизме тем, кто не испытал этого на себе, почти невозможно. Поэтому многие годы он просто отказывался что-либо говорить.

Со временем он все же нашел способ рассказать о стране, в которой вырос. Сделать это ему помог «ост-рок» — так в ГДР называли музыку местных рок-групп. Поклонники из бывшей Восточной Германии, многие из которых тоже долгие годы чувствовали себя лишенными голоса, теперь говорят, что Лиферсу удалось точно отразить смешанные чувства, которые они испытывают, вспоминая о стране, где выросли.

Лиферс исполняет песни на фоне фотографий и видеофрагментов, на которых запечатлена ГДР. Но больше всего зрителям нравятся связывающие представление воедино автобиографические истории, которые сам Лиферс называет «маленькими кусочками своей жизни».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Актеру было всего 25 лет, когда за пять дней до падения Берлинской стены он выступил перед почти миллионной толпой, собравшейся на площади Александерплац в тогдашнем Восточном Берлине и призвал коммунистическое правительство уйти. В то время за подобный поступок можно было отправиться в Хохеншонхаузен — специальную тюрьму охранки ГДР, «Штази».

Вскоре после падения стены Лиферс оказался на приеме в честь Джейн Фонды. Он забавно рассказывает, как смутился, когда актриса сделала ему комплимент, сказав, что он очень похож на Роберта Дауни-младшего: Лиферс не знал, кто это.

«Я так хотел рассказать ей все про Восточную Германию, но не знал, с чего начать. Я не знал, как об этом говорить, — вспоминает Лиферс. — Представьте себе: знаменитая актриса с самыми добрыми чувствами приехала из Америки специально, чтобы увидеть, что здесь происходит, а я просто не в состоянии рассказать, как мы тут жили».

Обретя свободу передвижения, Лиферс начал ездить по западногерманским театрам. Еще до официального воссоединения Германии он поступил в труппу гамбургского театра Thalia.

Слава пришла к Лиферсу после того, как его пригласили сниматься в телесериале «Место преступления». В Германии он пользуется беспрецедентной популярностью, ради него воскресными вечерами собираются у телевизора все поколения немцев.

В ноябре этого года Лиферс выступил в Берлине в качестве солиста рок-группы из пяти человек, исполняющей ост-рок. Песни перебиваются историями из жизни Лиферса: о том, как мама учила его танцевать, или о том, как он нажил большие неприятности, когда в студенческие годы прогулял занятия по гражданской обороне.

Разные части спектакля скрепляет воедино понятный всем язык рок-музыки. «В Америке молодежь мечтала о кожаной куртке и мотоцикле «Харлей-Дэвидсон», в ГДР — о вязаной кофте и мопеде Simson S50, — шутит Лиферс. — Но за этими вещами повсюду в мире копились и выплескивались наружу одни и те же чувства: гнев, тоска, любовь, ненависть, смятение».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow