СюжетыОбщество

Жертвы монтажного стола

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
Как шутят журналисты, «факты не должны мешать сделать хороший репортаж». Особенно когда их можно сочинить. Вопиющим примером такого подхода стали появившиеся во многих таблоидах «репортажи» по поводу обстоятельств, при которых игрок в...

Как шутят журналисты, «факты не должны мешать сделать хороший репортаж». Особенно когда их можно сочинить.

Вопиющим примером такого подхода стали появившиеся во многих таблоидах «репортажи» по поводу обстоятельств, при которых игрок в гольф Тайгер Вудс недавно разбил свой джип. Под видом документального видеосюжета публике было предложено посмотреть компьютерную симуляцию, в которой якобы жена Тайгера, Эллин Нордегрен, гонится за ним с клюшкой для гольфа.

Сюжет был выпущен базирующейся в Гонконге компанией Next Media, которой принадлежит несколько желтых газет, например Apple Daily. Видеосюжет основан на сообщениях, появлявшихся в Интернете и в газетах, но целиком является продуктом творчества программистов, дизайнеров, мультипликаторов и актеров и отражает представление редакции о том, что, собственно, произошло. Или не произошло.

Тем не менее видеосюжет, озвученный на китайском языке и размещенный в YouTube, уже посмотрели более 2,5 млн человек.

Незнание деталей того, что произошло на самом деле, не помешало не только мультипликаторам, но и итальянским обвинителям на процессе по делу американской студентки Аманды Нокс. Они продемонстрировали видеосюжет о том, как, по их представлению, выглядело убийство соседки обвиняемой. Мультипликационные персонажи в нем разыгрывают сцену, в которой Аманда Нокс вступает в драку со своей соседкой, Мередит Керчер, приятель Нокс приставляет к горлу Керчер нож, а еще один соучастник держит ее сзади. Кроме того, в видеосюжет попали леденящие душу фотографии, сделанные во время вскрытия тела Мередит Керчер, которые, по замыслу создателей, видимо, должны были придать их фантазии видимость достоверности. В результате присяжные признали двадцатидвухлетнюю Нокс и ее бывшего приятеля, двадцатипятилетнего итальянца Рафаэле Соллесито, виновными в убийстве.

Похоже, что мы вступаем в эпоху, когда грань между видеоподделкой и реальностью становится все менее очевидной.

Кинорежиссер Джеймс Кэмерон, создатель фильма «Аватар», также стремится разрушить барьер между человеческими переживаниями и мультипликацией. В фильме, обошедшемся его создателям в 230 млн долларов, активно использована передовая цифровая технология, известная как «захват действия» и заключающаяся в создании компьютерных образов на основе обработки движений актеров. По замыслу авторов, это должно произвести революцию в кинематографе. Неизвестно, оправдаются ли их надежды, но скорее всего коммерческий успех фильма будет не меньшим, чем у предыдущего творения Кэмерона, фильма «Титаник». (Премьера «Аватара», состоявшаяся 18-20 декабря в 107 странах, уже принесла 232,2 млн долларов.)

Датский консультант по новостной графике Герт Нильсен рассказал The Times, что, по его мнению, разделяемому многими его коллегами, в репортаже важна не столько точность деталей, сколько общее впечатление, создаваемое иллюстрированным рассказом.

«Если вы не знаете точно, красного или черного цвета машина вашего соседа, это не должно помешать вам проиллюстрировать рассказ», — считает он. Однако целиком вымышленная история и «пузыри», объясняющие, что именно в этот момент происходит в голове у Эллин Нордегрен, это уже, по его мнению, чересчур. «Эти ребята из Apple Daily совсем спятили», — сказал Нильсен.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow