СюжетыОбщество

Игры юного разума

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
На протяжении большей части прошлого века большинство педагогов и ученых были уверены, что дети способны начинать осваивать математику не раньше пяти лет, поскольку до того мозг еще просто не готов решать такие задачи. Недавние...

На протяжении большей части прошлого века большинство педагогов и ученых были уверены, что дети способны начинать осваивать математику не раньше пяти лет, поскольку до того мозг еще просто не готов решать такие задачи. Недавние исследования опровергают это мнение, а вместе с ним и общеизвестные факты относительно геометрии, чтения, иностранных языков и поведения в классе. Новые данные, полученные в основном специалистами по когнитивной нейропсихологии, уточняют наши представления о том, с какого возраста растущий мозг способен усваивать фундаментальные концепции.

Например, в одном из недавних экспериментов было установлено, что большинство детей, только поступающих в подготовительный класс, способны выполнить операцию деления (например, поделить конфеты между куклами). При этом другой эксперимент показал, что способность мозга устанавливать связь между комбинациями букв и звуками получает полное развитие только к 11 годам — намного позже, чем считалось раньше.

Старые методы обучения малышей, мало изменившиеся за несколько веков и основанные главным образом на интуитивных представлениях, сменяются новым подходами, базирующимися на научных данных. В нескольких городах Америки, в том числе в Бостоне, Вашингтоне и Нэшвилле, проводятся эксперименты по обучению дошкольников математике. В других городах учителя с помощью разработанных специалистами программ помогают детям справиться с дислексией.

Почти дюжине штатов внедряются программы, направленные на ускоренное развитие когнитивных способностей малышей и умения вести себя в классе.

«Искусство преподавания старо как мир, и тем не менее до недавнего времени мы не имели практически ни малейшего представления о том, как обучение влияет на развитие мозга, — рассказывает директор программы Гарвардского университета «Интеллект, мозг и образование» Курт Фишер. — Наконец-то ситуация начала меняться. Впервые нейропсихологи и педагоги работают рука об руку».

Такое сотрудничество пока еще в новинку и не всегда работает, как положено. Специалисты говорят, что зачастую эффективность уже представленных на рынке «развивающих» пособий бывает не подтверждена ничем, кроме громких обещаний. Однако есть и другие примеры — такие как внедренная в школах города Буффало, штат Нью-Йорк, программа раннего обучения математике, которая показывает отличные результаты. Если эта и другие аналогичные программы найдут поддержку в школах, то, по мнению специалистов, система преподавания коренным образом изменится.

Обычно в подготовительных классах дети занимаются математикой не больше нескольких минут в день. Недавние эксперименты показали, что дети способны сохранять интерес к таким занятиям гораздо дольше. Особенно это важно для детей, с которыми не играют в развивающие математические игры дома, в результате чего они очень быстро начинают отставать от сверстников.

«Исправляется отставание с большим трудом», — говорит Джулии Сарама, исследователь из высшей школы педагогики в университете Буффало. Вместе со своим мужем и коллегой, профессором Дагом Клементсом, она разработала программу под названием «Строительные кубики», помогающую малышам осваивать начала математики.

Игры и творческие упражнения в классах, работающих по этой программе, уделяют цифрам столько же внимания и времени, сколько и буквам. Программа построена по тому же принципу, что и «Улица Сезам» (популярная развивающая кукольная телевизионная программа для малышей, научившая читать и считать уже не одно поколение дошкольников), где с детьми играют в игры-считалки; но «Строительные кубики» обучают детей и более сложным математическим навыкам, таким как определение кардинальных чисел (количества элементов во множестве) и сравнение (например, количества чашек и блюдец).

Программа типичного учебного дня в Центре раннего развития имени Стэнли Маковски при государственной школе №99 в Буффало включает множество разнообразных математических упражнений и активных игр, в том числе и компьютерных, разработанных с учетом последних достижений нейропсихологии.

Например, недавние эксперименты показали, что малыши могут отличать один объект от двух, а два от трех. К подготовительному классу мозг ребенка уже может оперировать большими числами и стремится связать воедино три важнейших концепции: физическое количество (семь шариков, семь сантиметров), абстрактный символ (цифра 7) и соответствующее слово («семь»). Доказано, что уже в возрасте 18 месяцев ребенок способен различать геометрические формы, а к старшему дошкольному возрасту его мозг справляется с нестрогими геометрическими определениями.

Эксперименты показывают, что «математический инстинкт» заложен в устройстве человеческого мозга. Млекопитающие умеют различать количество предметов и выбирать дерево или куст с наибольшим количеством плодов. Антропологи утверждают, что люди, воспитывающиеся в примитивных культурах, где их не обучают арифметике, тем не менее имеют общее представление о количестве.

Недавние исследования с использованием электронных сканеров обнаружили на поверхности мозга (примерно на 2,5 см выше ушей) участок теменной коры, проявляющий повышенную активность в момент, когда мозг оценивает количество предметов. Во время математических занятий происходит активная коммуникация между этим участком мозга и лобной долей, в которой находятся центры, ответственные за принятие решений и критическое осмысление.

«Мы считаем, что целенаправленное обучение математике обостряет чувствительность «количественных нейронов», — сказал специалист по когнитивной нейропсихологии из парижского университета College de France Станислас Дехане.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow