Недавнее открытие ученых проливает свет на давний спор. Тщательный анализ лака, которым покрыты пять инструментов работы Антонио Страдивари, показал, что мастер наносил на дерево обычную смесь масла и смолы. Таким образом, ошибались те, кто полагал, будто секрет звучания его инструментов заключается в составе лака.
«Это очень простой рецепт», — утверждает химик Жан-Филипп Эшар, сотрудник парижского Музея музыки, который проанализировал вместе с другими исследователями из Франции и Германии образцы дерева и лака, хранящихся в коллекции музея четырех скрипок и одной виоль д’амур, изготовленных Страдивари в 1692—1724 годах.
В отчете, опубликованном в немецком химическом журнале Angewandte Chemie, приводятся данные, свидетельствующие, что для первого слоя покрытия Страдивари использовал быстросохнущее льняное масло или масло грецкого ореха. Следом он наносил смесь масла и смолы (сосновой, еловой или лиственничной). Кроме того, в состав покрытия всех инструментов Страдивари, кроме ранних, входит красный пигмент. Этот рецепт, по-видимому, почти не отличался от рецептов кремонских мастеров. «В составе лака нет ничего необычного, так что секрет, видимо, заключался в руках и глазах мастера», — предполагает Жан-Филипп Эшар.
Вот уже несколько столетий музыканты, критики и скрипичные мастера спорят, что придает особенное звучание многим из более 600 инструментов Страдивари: особенное дерево, секретные методы обработки?
Многие полагали, что тайна кроется в компонентах лака. Выдвигались предположения, что основой его первого слоя покрытия могли быть белки животного происхождения, а верхний слой мог содержать янтарь, мирру или еще более экзотичные компоненты.
Прежние исследования доказали наличие в дереве следов различных минералов и белков. Одна группа исследователей обнаружила в нем следы вулканического пепла. Другая предположила, что важную роль играли бактерии или грибки.
Стюарт Полленс, в прошлом хранитель музыкальных инструментов нью-йоркского музея искусств «Метрополитен», в статье в журнале Strad утверждает, что обладает доказательствами наличия в составе лака белков и камеди, хотя прежде он, как и европейские исследователи, предполагал, что лак Страдивари состоял из масла и смолы.
Исследовать состав лака Страдивари сложно прежде всего из-за недостаточности материала для исследования. Это неудивительно, если вспомнить об уникальности и стоимости инструментов.
Скрипичный мастер Даглас Кокс из городка Уэст-Браттлборо (штат Вермонт) говорит, что его последние данные не удивляют: «Скорее всего, объяснение самое простое. Рецепт лака практически не отличается от того, которым мастера из этого региона покрывали дорогую мебель».
Жан-Филипп Эшар полагает, что Антонио Страдивари подходил к отделке своих инструментов как художник. Пигментированный верхний слой он наносил, по мнению эксперта, из тех же соображений, из которых Рембрандт или Тициан наносили лессировку на изображения тел, — для придания мягкости тонам. «Возможно, — шутит Эшар, — именно этим скрипки Страдивари отличаются от остальных. Когда исполнитель берет в руки красивый инструмент, он играет лучше».