Сюжеты

Секрет Страдивари знает любой мебельщик?

До разгадки тайны скрипичного мастера еще далеко

Этот материал вышел в The New York Times (18.12.2009)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Недавнее открытие ученых проливает свет на давний спор. Тщательный анализ лака, которым покрыты пять инструментов работы Антонио Страдивари, показал, что мастер наносил на дерево обычную смесь масла и смолы. Таким образом, ошибались те,...

Недавнее открытие ученых проливает свет на давний спор. Тщательный анализ лака, которым покрыты пять инструментов работы Антонио Страдивари, показал, что мастер наносил на дерево обычную смесь масла и смолы. Таким образом, ошибались те, кто полагал, будто секрет звучания его инструментов заключается в составе лака.

«Это очень простой рецепт», — утверждает химик Жан-Филипп Эшар, сотрудник парижского Музея музыки, который проанализировал вместе с другими исследователями из Франции и Германии образцы дерева и лака, хранящихся в коллекции музея четырех скрипок и одной виоль д’амур, изготовленных Страдивари в 1692—1724 годах.

В отчете, опубликованном в немецком химическом журнале Angewandte Chemie, приводятся данные, свидетельствующие, что для первого слоя покрытия Страдивари использовал быстросохнущее льняное масло или масло грецкого ореха. Следом он наносил смесь масла и смолы (сосновой, еловой или лиственничной). Кроме того, в состав покрытия всех инструментов Страдивари, кроме ранних, входит красный пигмент. Этот рецепт, по-видимому, почти не отличался от рецептов кремонских мастеров. «В составе лака нет ничего необычного, так что секрет, видимо, заключался в руках и глазах мастера», — предполагает Жан-Филипп Эшар.

Вот уже несколько столетий музыканты, критики и скрипичные мастера спорят, что придает особенное звучание многим из более 600 инструментов Страдивари: особенное дерево, секретные методы обработки?

Многие полагали, что тайна кроется в компонентах лака. Выдвигались предположения, что основой его первого слоя покрытия могли быть белки животного происхождения, а верхний слой мог содержать янтарь, мирру или еще более экзотичные компоненты.

Прежние исследования доказали наличие в дереве следов различных минералов и белков. Одна группа исследователей обнаружила в нем следы вулканического пепла. Другая предположила, что важную роль играли бактерии или грибки.

Стюарт Полленс, в прошлом хранитель музыкальных инструментов нью-йоркского музея искусств «Метрополитен», в статье в журнале Strad утверждает, что обладает доказательствами наличия в составе лака белков и камеди, хотя прежде он, как и европейские исследователи, предполагал, что лак Страдивари состоял из масла и смолы.

Исследовать состав лака Страдивари сложно прежде всего из-за недостаточности материала для исследования. Это неудивительно, если вспомнить об уникальности и стоимости инструментов.

Скрипичный мастер Даглас Кокс из городка Уэст-Браттлборо (штат Вермонт) говорит, что его последние данные не удивляют: «Скорее всего, объяснение самое простое. Рецепт лака практически не отличается от того, которым мастера из этого региона покрывали дорогую мебель».

Жан-Филипп Эшар полагает, что Антонио Страдивари подходил к отделке своих инструментов как художник. Пигментированный верхний слой он наносил, по мнению эксперта, из тех же соображений, из которых Рембрандт или Тициан наносили лессировку на изображения тел, — для придания мягкости тонам. «Возможно, — шутит Эшар, — именно этим скрипки Страдивари отличаются от остальных. Когда исполнитель берет в руки красивый инструмент, он играет лучше».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera