СюжетыОбщество

Отбангалорить инвесторов

Будет ли у Индии собственный Google или Apple?

Этот материал вышел в номере The New York Times (18.12.2009)
Читать
Самый страшный сон офисных работников США и Европы — что их высокооплачиваемая, квалифицированная работа будет отбангалорена — передана на аутсорсинг в один из индийских городов. Например, Бангалор. Однако в Бангалоре люди тоже волнуются...

Самый страшный сон офисных работников США и Европы — что их высокооплачиваемая, квалифицированная работа будет отбангалорена — передана на аутсорсинг в один из индийских городов. Например, Бангалор.

Однако в Бангалоре люди тоже волнуются за свое будущее. Они боятся, что Бангалор, да и вся Индия, так и останется для западных компаний источником дешевой рабочей силы где-то на обочине цивилизации.

Хотя остальной мир смотрит на индийский аутсорсинг и его техническое превосходство с восторгом, завистью и страхом, многих индусов расстраивает, что их страна не пошла дальше: ведь есть более перспективные и прибыльные занятия, чем отвечать на телефонные звонки. Почему, спрашивают они, в Индии нет своего Google или Apple?

Инновационный потенциал плохо поддается измерению, но эксперты по Индии утверждают, что стране под силу создавать собственные новаторские продукты. Просто пока она этого не делает.

Индусы получают примерно в два раза меньше американских патентов на изобретения, чем израильтяне и китайцы. Корпоративные и государственные бюджеты на научно-исследовательские работы в Индии значительно меньше, чем в других странах. А венчурных инвесторов индийские компании интересуют куда меньше, чем многие другие.

«Если кто-то в Силиконовой долине придумает новую идею, ее точно реализуют, — говорит Надатхур Рагхаван, инвестор и основатель одной из самых успешных индийских компьютерных компаний Infosys. — В Индии о ее реализации придется забыть».

Суджай Карампури, бизнесмен из Бангалора, неоднократно сталкивался с подобным. Радиостанции, разработанные его компанией Sloka Telecom, не раз удостаивались наград как более компактные и дешевые по сравнению с теми, что используются современными телефонными компаниями. Но заинтересовать индийских венчурных инвесторов Карампури так и не удалось.

«Я могу позволить себе иметь больше одного клиента одновременно, на выполнение заказа уходит по три месяца, — говорит бизнесмен. — Мне все время приходится думать, где найти деньги на зарплату сотрудникам». По его словам, он задумывается, не перевести ли всю свою компанию в США.

У того, как тяжело начинать бизнес в Индии, есть историческая подоплека. Во времена британского господства экономическая активность страны была подчинена интересам империи; после провозглашения независимости в 1947 году правительство вело централизованное планирование экономики. Предпринимательство было ограничено лицензированием и прямым контролем государства над компаниями и банками.

«При тогдашней экономике не поощрялись не то что инновации, даже расширение компании. Обогащение считалось чем-то нехорошим, конкуренции, по сути, не было», — рассказывает Ананд Махиндра, глава бизнес-группы Mahindra & Mahindra.

Индия встала на путь свободного рынка в 80-е годы, а в 1991 году, когда страна столкнулась с финансовым кризисом, лидеры страны начали выступать за быстрый экономический рост. «Но и сейчас многие отрасли, особенно промышленное производство, в значительной степени остаются под контролем властей», — говорит профессор Индийского института менеджмента в Бангалоре Ришикеша Кришнан. В следующем году будет опубликована его книга «От импровизации к систематическим инновациям: индийский вызов».

«Создание компании в сфере услуг занимает два-три дня, — рассказывает Кришнан. — Но если вы решите организовать производство, вам придется пройти через сотни инспекций».

В последние годы в Индию пришло много венчурных фондов, но они чаще вкладывают деньги в старые компании, чем в новые фирмы.

«Если вы хотите найти $3-4 миллиона, это возможно, — говорит Сумир Чадха, один из директоров индийского отделения фонда Sequoia Capita. — Но если вам нужно $300-400 тыс, все гораздо сложнее». А именно такие вложения, как правило, нужны на раннем этапе развития компании.

Некоторые инвесторы пытаются восполнить отсутствие венчурных фондов. Президент компании Infosys Нараяна Мурти недавно продал пакет акций своей компании стоимостью в $38 млн, чтобы создать новый венчурный фонд. Бывший директор Infosys Рагхаван вложил около $100 млн в начинающие компании наподобие Сonnexios Life Sciences, разрабатывающей новые лекарства.

Есть и другие перемены, позволяющие надеяться на лучшее. «До начала двухтысячных годов индийский рынок был слишком мал, чтобы бизнесы могли разрабатывать новые продукты без убытка для себя. Поэтому большинство компьютерных компаний сосредотачивались на продаже услуг западным организациям, — говорит один из директоров ИТ-компании Wipro Гириш Паранджпе. — Теперь индийский рынок заметно вырос. Грядут большие перемены».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow