СюжетыОбщество

Марионетки хамят кукловоду

США позволяют своим клиентам слишком многое

Этот материал вышел в номере The New York Times (18.12.2009)
Читать
Куклы начали хамить кукловоду. Или, может быть, дело в том, что такого раболепия, как прежде, не купишь даже за триллионы долларов. Во время посещения Ирака и Афганистана Роберт Гейтс отнюдь не удостоился почестей, приличествующих...

Куклы начали хамить кукловоду. Или, может быть, дело в том, что такого раболепия, как прежде, не купишь даже за триллионы долларов. Во время посещения Ирака и Афганистана Роберт Гейтс отнюдь не удостоился почестей, приличествующих командующему самой мощной армии в мире, уже почти десять лет обеспечивающей безопасность этих стран, находящихся под американской оккупацией.

Восьмого декабря на совместной пресс-конференции в президентском дворце в Кабуле Хамид Карзай огорошил обычно невозмутимого Гейтса критикой намерения президента Обамы вывести американские войска из Афганистана. Афганский павлин осмелился дразнить своих американских покровителей: «В ближайшие 15—20 лет Афганистан не будет в состоянии самостоятельно содержать армию сопоставимого размера и сопоставимых возможностей».

Гейтс и Обама собирались, по выражению Гейтса, «нарушить спокойный сон» коррумпированного афганского президента и сообщить тому, что лавочка закрывается, однако Карзай раскусил их блеф. Он, так же как и руководство Ирака и Пакистана, прекрасно понимает, что Америка никуда не денется и будет продолжать ежегодно снабжать их миллиардами долларов, даже если они будут и дальше канителиться, валять дурака и врать.

Гейтс и командование в Афганистане во время недавнего визита много говорили о «партнерстве» и «воспитании» афганской армии и полиции. Но то пещерное состояние, в котором находится эта страна, определяет гораздо более скромные насущные задачи. Американцам необходимо научить подавляющее большинство афганских новобранцев читать и писать, прежде чем приступать к собственно военной и полицейской подготовке. Сложно произвести арест, не умея зачитать арестованному его права и записать его имя.

Гейтс рассказал репортерам, что только недавно с удивлением узнал, что «Талибан» сумел увлечь на свою сторону так много бойцов просто тем, что предложил им больше денег, чем правительство платит солдатам. Жаль, конечно, что озарение снизошло на него с некоторым опозданием. По сведениям командования в Афганистане, «Талибан» платит бойцам 250—300 долларов в месяц, в то время как солдаты правительственной армии получают примерно 120 долларов. Гейтс распорядился увеличить содержание до 240 долларов.

Американцам всегда кажется, что любую проблему можно решить при помощи денег. Теперь мы будем соревноваться с «Талибаном» в том, кто больше заплатит, но при чем тут демократия?

Гейтс пообещал, что американские войска не уйдут до тех пор, пока афганцы и иракцы не будут в состоянии сами постоять за себя. Но они уже вполне могут постоять за себя — по крайней мере, это удалось Нури Камалю Аль-Малики 10 декабря. Иракский премьер-министр отменил встречу с Гейтсом, потому что не мог прервать продолжавшееся шесть часов бурное совещание с иракскими законодателями, на котором обсуждалась его неспособность предотвратить пять террористических нападений на правительственные здания. Жертвами этих нападений стали 127 человек, сотни были ранены.

Помощники министра обороны постарались смягчить афронт, который претерпел их шеф. Они отметили, что Гейтс — всего лишь назначенный чиновник, а Малики — избранный лидер страны. Когда премьер-министр согласился перенести встречу на 7.50 утра 11 декабря, помощники Гейтса гордо сообщили, что, принимая во внимание привычку Малики поздно вставать, даже если он явится на встречу в костюме, надетом поверх пижамы, это можно будет считать дипломатическим триумфом.

После четырех дней мирных проповедей (Гейтс объявил, что распространенное мнение, будто Америка любит воевать, является «мифом», и сказал, что впервые в военной истории оккупационная армия, находящаяся сейчас в Афганистане, «воюет за, а не против афганцев») Гейтсу, наконец, оказали знак уважения. «Вы выглядите очень молодо — гораздо моложе, чем по телевизору», — сообщил рекламно выглядящему Гейтсу затянутый в кожу начальник полиции провинции Киркук генерал Турхан Абдул Рахман. Если бы какая-нибудь из этих марионеток посмела оскорбить бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда, он впал бы в ярость. Но дисциплинированный, рациональный, прагматичный интроверт Гейтс не похож на Рамми. Его преимущество — в смирении. Вынужденный отменить из-за тумана посещение моторизованной пехотной бригады в Киркуке, он сухо прокомментировал: «Как сказал Клинт Иствуд, каждый должен понимать предел своих возможностей».

В прошлом Холодный Рыцарь, который недавно помог Нерешительному Рыцарю принять решение об отправке подкреплений в Афганистан, не раз оказывался в неудачное время в неудачном месте — вспомним Ирангейт и оставление Афганистана в 1989 году.

Но, в отличие от Рамми и других членов администрации Буша, Гейтс, похоже, не торопится взять реванш за прошлые разочарования. «Если во мне есть что-то незаурядное, то, думаю, это довольно своеобразный здравый смысл, которым меня наградил то ли мой родной штат Канзас, то ли жизненный опыт», — сказал он мне, когда мы беседовали, сидя в бронированном автоприцепе Silver bullet. Когда я спросила его о том, что среди демократов в конгрессе бытует мнение, будто президент позволяет военным вертеть собой, Гейтс ответил коротко: «Это полный бред».

Так как же Гейтс принимает решения, которые определяют и его репутацию, и репутацию молодого президента, в команде которого он работает? «Всякий, кто знаком с историей, понимает, что нельзя брать на себя слишком много, потому что никто не может знать заранее, чем все обернется», — ответил Гейтс.

Империи необходимо понимать пределы своих возможностей

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow