СюжетыОбщество

Белый дом как реалити-шоу

Этот материал вышел в номере The New York Times (18.12.2009)
Читать
Когда Барак Обама стал президентом, он обещал, что наступает «новая эпоха открытости». После года, в течение которого Обама появлялся на телеэкране каждый день, могу сказать, что чуть меньше «открытости» меня бы вполне устроило....

Когда Барак Обама стал президентом, он обещал, что наступает «новая эпоха открытости». После года, в течение которого Обама появлялся на телеэкране каждый день, могу сказать, что чуть меньше «открытости» меня бы вполне устроило. Кульминацией года стало проникновение на правительственный обед участников реалити-шоу телеканала Bravo «The Real Housewives of D.C.» («Настоящие домохозяйки округа Колумбия»). Микель и Тарек Салахи без приглашения проскользнули в Белый дом одни, съемочная бригада остались снаружи. Но нельзя сказать, что их присутствие сильно нарушило бы протокол.

Подобно многим моментам из жизни президентской семьи, визит супругов Салахи был запечатлен и обнародован на страничке Белого дома на фотосайте Flickr — вечно открытом окне в «народный дом». Никогда еще это прозвище Белого дома не было так актуально.

Если посмотреть на огромный мультимедийный сайт Белого дома, его страницу на Facebook, фотогалереи и подкасты в iTunes, можно решить, что президенту угрожает не столько вторжение участников реалити-шоу, сколько опасность превратить в реалити-шоу собственную администрацию.

В попытке удержать связь с миром социальных сетей, сыгравшим такую большую роль в его победе на выборах, Обама и его администрация, возможно, совершили очень распространенную в наше время ошибку — допустили излишнюю откровенность.

«В контексте того, что президента вы видите и слышите все время, насколько важной кажется речь в Военной академии — самая важная речь его президентства? — спрашивает аналитик канала MSNBC Лоренс О'Доннел, продюсер и сценарист политического сериала «The West Wing» («Западное крыло»). — Она становится все равно что прогноз погоды, лишь одна из многих новостей о президенте».

Конечно, президент не виноват, что пара идиотов попыталась обманным путем пробраться к нему поближе. Но любовь к камерам, которую он разделяет с этими идиотами, заставила многих задаваться вопросом: не слишком ли он занят игрой в президента, чтобы успевать выполнять его функции? Белый дом, при Буше бывший чем-то вроде имперского дворца, по количеству камер на квадратный метр сравнялся с домом «Большого брата». Недавно визит в него нанесла Опра Уинфри: поболтала с первой парой и полюбовалась рождественскими украшениями.

Еще в апреле Опра разделила с первой леди обложку своего журнала (не путайте с появлением Мишель Обамы на обложке журнала Vogue в прошлом марте). В январе Мишель Обама примет участие в кулинарно-развлекательной программе «Iron Chef» («Железный повар»), а раньше появилась в вечернем ток-шоу Джея Лено — в прямом эфире из Белого дома.

Заявившаяся на вечеринку к Обаме парочка не столько лезла в частную жизнь президента, сколько пыталась заполучить часть внимания, которое СМИ оказывает ей. На ужине присутствовали также ведущий вечерних новостей канала NBC Брайан Уильямс и Джеффри Иммельт из General Electric, недавно объявивший о продаже контрольного пакета акций NBC Universal.

Можно сказать, что они в какой-то степени связаны с непрошеными гостями, ведь канал Bravo, на котором работает съемочная бригада, принадлежит NBC Universal.

Это был не первый ужин, на котором Уильямс побывал с президентом, — прошлой весной они (в сопровождении съемочной бригады) посетили ресторан быстрого обслуживания. Президент Рейган был первым действующим президентом, отужинавшим в ресторане, но то был эксклюзивный Le Cirque; операторов туда не пускали. И Энди Уорхол делал записи об этом событии в своем дневнике, а не на Facebook.

«Во время предвыборной кампании Обаму с семьей подавали публике как своего рода реалити-шоу. Нам рассказывали о его ужинах с Мишель, и у нас создавалось ощущение, что мы знакомы с ними лично, — говорит бывший директор VH1 Майкл Хиршорн, возглавляющий компанию Ish Entertainment, специализирующуюся на реалити-шоу. — Но теперь, когда Обама у власти, существует опасность, что у народа пропадет ощущение тайны, окружающей правителя. Социальные сети и постоянные съемки уравнивают президента с народом. Все новости становятся просто контентом, даже если они посвящены президенту».

Внимание, которое привлекла семья Обамы, конечно же, напоминает о другой молодой, привлекательной паре, покорившей страну. Впервые Белый дом показала простым американцам Жаклин Кеннеди в экскурсии для канала CBC.

Однако та экскурсия следовала строго определенному сценарию в соответствии с принципом «минимум информации, максимум вежливости». Глядя на запись экскурсии на YouTube свыше 40 лет спустя, сложно сказать, что это — рассвет новой медиаэпохи. Скорее это осколок прошедшей эпохи, той, где расстояние между президентом и прессой было огромным.

Госпожа Кеннеди была очаровательна и принимала посильное участие в создании имиджа семьи, но ее отношения с камерой и публикой были невинны. «Я хочу жить своей жизнью, а не записывать ее», — говорила она.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow