СюжетыКультура

Документалистика: искусство или прибыль?

Этот материал вышел в номере № 140 от 16 декабря 2009 г.
Читать
Декабрь для документального кино оказался главным месяцем года. Два крупнейших фестиваля («Артдокфест» и «Сталкер»), Национальная премия «Лавровая ветвь», подводящая итоги киносезона, круглый стол, посвященный проблемам неигрового кино в...

Декабрь для документального кино оказался главным месяцем года. Два крупнейших фестиваля («Артдокфест» и «Сталкер»), Национальная премия «Лавровая ветвь», подводящая итоги киносезона, круглый стол, посвященный проблемам неигрового кино в НИИ киноискусства. Судя по напору, с которым документальное кино прорывается к зрителю, энергии у него немеряно, и в гетто для узких специалистов сидеть – ох как надоело. Да и зритель давно уже заслужил право доступа к настоящему док-кино, а не к телевизионному суррогату.

Эти люди – герои

Вручение Х национальной премии «Лавровая ветвь» и закрытие 3-го фестиваля авторской документалистики «Артдокфест» проходили в старейшем московском кинотеатре «Художественный» в теплой, подчеркнуто неофициальной атмосфере. Этому способствовала точно избранная интеллигентная интонация ведущей – обозревателя газеты «Известия» и радиостанции «Эхо Москвы» Ирины Петровской - человека неординарного и обаятельного (обычно подобные церемонии ведут «куклы» с запинками проговаривающие написанный для них текст).

Выяснилось, что документальное кино не просто стоически переживает кризис, вопреки проблемам, в нынешнем году наблюдается настоящий бум неигрового кино. На соискание национальной премии «Лавровая ветвь» было представлено около 500 работ. Юлий Гусман объяснил секрет такого парадокса: «Эти люди – герои. У них нет денег, и нечего украсть. За небольшие деньги они делают большое кино». Гусман назвал лауреата в номинации «Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм» - Сергей Мирошниченко за фильм «Слово», посвященный последним годам жизни Александра Солженицына. Но фильм Мирошниченко не только о Солженицыне, но и… (а может и в первую очередь) о его жене, ближайшем помощнике Наталье Дмитриевне Солженицыне, посвятившей жизнь великому писателю.

Лучшим неигровым фильмом названа «Глубинка 35х45» новосибирского режиссера Евгения Соломина – портрет провинциального фотографа, путешествующего по отдаленным селам и фотографирующего людей на новые паспорта. В финале фильма под скучным присмотром двух милиционеров горят советские паспорта. Горит наше общее прошлое.

Победителем в номинации «Лучший научно-популярный просветительский фильм» стала лента «Метро», рассказывающая о строительства и развитии московского метрополитена. Картина «Второй» - портрет выдающегося современного мыслителя Григория Померанца - названа лучшим неигровым телевизионным короткометражным фильмом.

По итогам конкурса «Артдокфеста» черно-белая работа Марии Кравченко «Части тела» признана лучшим полнометражным фильмом. В коротком метре победителем стала «Долгая дорога домой» режиссера Александра Горелика – обаятельнейший 16-ти минутный абсурд из жизни русской провинции. Гран-при фестиваля получила дебютная картина Андрея Грязева «Саня и Воробей», победившая также и в конкурсе дебютов.

Обладателем приза «За вклад в кинолетопись» стал дважды лауреат Госпремии СССР, бессменный президент жюри «Лавровой ветви» Лев Николаев.

Самая большая победа «Артдокфеста» в том, что на его просмотрах клубились зрители. В этом году показы были платными. И оказалось, что и документальное кино – еще совсем недавно существующее по остаточному принципу - достойно того, чтобы платить за его показ. А вечером, далеко за полночь, в «Художественном» велись разговоры о просмотренных за день фильмах. Зрители не спешили расходиться, ведь дискуссии о документальном кино всегда выливаются в споры о прошлом и настоящем, о проблемах реальной жизни. Этим самым проблемам и посвящен фестиваль «Сталкер».

Право на фестиваль

Фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» проводился уже в 15 раз. Его итоги подводили в Московском Доме кино. Несмотря на морозы, большой зал был полон.

В программах кинофестиваля было показано 82 фильма: документальные, игровые, анимационные работы. Жюри игрового конкурса (Елена Цыплакова, Лариса Садилова, Алексей Мурадов) присудило следующие награды:

Фильм Веры Глаголевой «Одна война» - о женщинах, родивших во время войны детей от немцев и сосланных на дальний остров – получил Приз имени Валерия Фрида. Призом за игровой дебют увенчан классик анимационного кино Андрей Хржановский. Андрей Юрьевич сделал картину об Иосифе Бродском «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину». Изобретательная фантазия, симфония, в которой равноправные темы у игрового кино, документального и анимационного. Лучшим игровым фильмом по версии «Сталкера» стала лента «Чудо», снятая режиссером Александром Прошкиным по сценарию Юрия Арабова.

Жюри неигрового кино (Вадим Абдрашитов, Раиса Фомина, Андрей Осипов) Специальными призами отметило фильм Игоря Григорьева «Илья Гутман, человек войны и мира», «Части тела» Марии Кравченко, «Роман, которого не было» Андрея Судиловского.

Приза «Сталкер» за лучший документальный фильм удостоена работа Вадима Цаликова «Беслан. Надежда» - портрет учительницы, потерявшей 1 сентября 2004 года своих детей. Главную премию получила также картина «Шахтерский поселок» Янины Трофимовой.

Если говорить о работе жюри «Сталкера» и выборе «Лавра», то следует отметить одну системную ошибку. Чаще всего выбирается тема, герой. Качество самого фильма, профессия, искусство – остаются за кадром.

Все показы «Сталкера», проходившие в Доме кино были бесплатными. Но дальнейшая судьба самого фестиваля вызывает тревогу. Нынешнее руководство Союза кинематографистов неоднократно обвиняло форум в связях с заграничной «антантой». Вызывает сильное подозрение их помощь форуму, защищающему права человека. Но в нашей стране в защите своих прав нуждаются буквально все граждане – от малых детей до стариков, от бомжей до предпринимателей. Все. За исключением, быть может, власти и обнявшей ее насмерть бюрократии. В этом году фестивалю разрешили проводить свои мероприятия на «территории» Дома кино. Что будет в следующем – неизвестно. Так что, возможно, вскоре нам придется отстаивать еще одно право - право на фестиваль.

«Новая газета» на фестивале «Сталкер» вручает специальный приз. Это большие песочные часы, на которых выгравирован девиз: «За непотерянное время». Приза «Новой газеты» удостоена картина «Пространство Володи Торовина, или один гектар самодостаточности» режиссера Натальи Исаковой.

Документалистика: искусство или прибыль?

А в НИИ киноискусства собрались обсудить насущные проблемы документального кино авторы фильмов и прокатчики из разных уголков страны.

Вдохновитель и президент кинофестиваля артистического неигрового кино, кино наблюдения «Флаэртиана» (он проводится в Перми) Павел Печенкин рассказал о создании в их крае системы медиаобразования, как альтернативы массовой медиакультуры. Зрителя давно уже пора учить смотреть настоящее кино. В Перми на фестиваль «Флаэртиана» приходит все больше и больше публики. Форум славится своими дискуссиями, в которых принимают активное участие студенты, в частности представители Высшей школы экономики. Как говорит Печенкин: «Мы народ уже прикормили высококачественным кино».

Печенкин считает необходимым включить курс по изучению кинематографа в учебный план университетов. «Флаэртиана» проводит конкурс самостоятельных киноработ в режиме он-лайн.

А в Таганрогском государственном педагогическом институте усилиями энтузиастов открылась Всероссийская научная школа «Медиаобразование и медиакомпетентность».

Режиссер Марина Разбежкина рассказала об интереснейшем практическом опыте, который она проводит сейчас со своими студентами в «Мастерской документального кино». Это опыт создания бедного (фильм стоит примерно за $1000), но актуального искусства. Студенты снимают цикл фильмов «Я рабочий». Это истории о людях заводов и фабриках, по существу, тема – давно в нашем кино не востребованная. Магнитка, Сургут, Тула, ЗИЛ (для спасения ЗИЛа, Москва заказала заводу лимузин на 9 мая). Оппозиция реальных профсоюзов - официальным. Задание – увидеть, услышать и воплотить на экране реальную жизнь страны, подлинные проблемы людей. Преодолеть принятую практикую «конструирования действительности».

Режиссер из Новосибирска Владимир Эйснер говорил о губительной практике тендеров. По его мнению, сегодня режиссер просто не может получить финансирования на свою картину, даже очень хорошую. Все схвачено хитроумными ребятами. Ими созданы фирмы, которые научились лихо готовить для Минкульта папки с необходимыми бумагами. Она взяли на себя функции посредников между авторами и министерством. У них на все случаи жизни есть разнарядки. Гони четверть бюджета, и ты в порядке. Кинематографистам этот заслон не прорвать. Минкульт придирается по мелочам: «Белыми нитками прошиты папки с документами? Отказать!».

На круглом столе говорили о том, что документальное кино сегодня нуждается в защите государства. В продуманной стратегии и тактике развития. В необходимости определиться, что же такое документалистика - необходимое нам актуальное искусство или средства от прибыли?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow