СюжетыКультура

Гламур. Художники прилагаются

Лауреатов премии Кандинского чествовали в самом сердце рублевского мира

Этот материал вышел в номере № 140 от 16 декабря 2009 г.
Читать
Церемония вручения премии Кандинского, самой известной и финансово состоятельной в области российского современного искусства, — всегда грациозное светское мероприятие с участием банкиров, бизнесменов, патентованных столичных красавиц и...

Церемония вручения премии Кандинского, самой известной и финансово состоятельной в области российского современного искусства, — всегда грациозное светское мероприятие с участием банкиров, бизнесменов, патентованных столичных красавиц и других знаменитостей телевизионного происхождения. На этот раз глянцевый характер церемонии был красноречиво подчеркнут выбором места ее проведения. Современное искусство чествовали в концертном зале «Барвиха LuxuryVillage». Публику под аккомпанемент гитары и контрабаса развлекали музыканты Леонид Федоров и Владимир Волков. Порадовать собравшихся был призван и ведущий торжества — Леонид Парфенов, он не только объявлял имена выступавших, но и представил некоторые результаты собственного творчества: видеоролик, посвященный взаимоотношениям искусства и власти от Хрущева до наших дней. О последних, впрочем, было сказано, что теперь власть художниками не интересуется. За теоретическую часть празднования отвечал Роберт Сторр, декан школы искусств Йельского университета, в прошлом главный куратор департамента живописи и скульптуры нью-йоркского МоМа. Его речь была посвящена непреходящему всемирно-историческому значению концептуализма, который жил, жив и будет жить.

Потом начались награждения. «Молодым художником года» решением жюри был объявлен Евгений Антуфьев, уроженец Тувы, автор проекта «Объект защиты», несколько дидактично трактующего тему «взаимоотношений человека с природой». Классик соц-арта Борис Орлов, который объявлял победителя юниорской номинации, сообщил, что радоваться нечему, поскольку художник молодым не бывает: для того, чтобы постичь законы художественной формы, нужны время, опыт и некоторая умудренность. Орлов ссылался на пример Родена: он, дескать, понял, что в юности ничего хорошего у него не получилось, и уничтожил все свои работы, сделанные до наступления 30-летия. Так же Орлов, по-видимому, рекомендует поступить и нынешнему лауреату, иначе понять его грозные речи было трудно.

В номинации «Видео-арт. Проект года» победил дуэт Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина. Их выставка «Крити-поп» представляет собой собрание объектов антикапиталистической направленности. В своей речи на церемонии художники также протестовали против торжества общества потребления. В Барвихе эти филиппики звучат особо убедительно.

Главный приз за «Проект года» достался представителю того самого концептуализма — Вадиму Захарову. Проект называется «Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши». В нем как-то бессистемно перемешаны разные мифологемы из разных миров: русский авангард, католичество, что-то из советского быта. Распутывать что тут к чему, сказать по правде, скучно. Проекту, кажется, не хватает принципиальности высказываний. Зато ими была полна речь новоиспеченного лауреата. Он обличал критиков за то, что они не пишут монографий о современных художниках, галеристов — за то, что слишком меркантильны, работников музеев — за то, что глубоко равнодушны. Общественность в целом — за то, что не помнит о ветеранах и не помогает молодым. На этой патетической ноте и завершилась церемония в «Барвихе Luxury Village».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow