СюжетыОбщество

Железный конь станет дойной коровой

Владельцев автомобилей обкладывают со всех сторон: транспортный налог уже растет, стоимость ОСАГО скоро удвоится, а взятки гаишникам достигнут баснословных размеров

Этот материал вышел в номере № 138 от 11 декабря 2009 г.
Читать
И в девяностые, и в жирные нефтяные годы нас, автомобилистов, власти ни налогами, ни поборами не доставали. (Помню, какое мощное возмущение прессы и общества было в середине девяностых, когда с сорокарублевых автомобильных аптечек нас...

И в девяностые, и в жирные нефтяные годы нас, автомобилистов, власти ни налогами, ни поборами не доставали. (Помню, какое мощное возмущение прессы и общества было в середине девяностых, когда с сорокарублевых автомобильных аптечек нас заставили перейти на 180-рублевые.)

Государству и тем, кто был допущен к его «корыту», тогда нефтегазовых денег хватало на все. И на «Челси», на Куршавель, «Майбахи» и «Феррари», и на заграничную недвижимость в радиусе трех-четырех часов лёта. Но ничего значимого в масштабах страны, ничего современного, дающего доход, с момента роста нефтяных цен, то есть с 1999 года, в России построено не было. Даже в области нефтепереработки.

Поскольку старые советские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) из тонны нефти дают выход бензина в три раза меньше, чем современные западные, то нефть нашу выгоднее гнать на экспорт, чем перерабатывать. Поэтому стоимость бензина в нашей нефтедобывающей стране больше, чем в США. Да только мало кто знает, что в стоимость американского бензина включен еще и транспортный налог — как такового его в США нет.

Т.е. наши автовладельцы уже давно платят больше, чем американские или европейские. При несравнимом качестве «обслуживания»: о качестве и стоимости наших дорог, о качестве и стоимости нашего бензина и о различных качествах наших гаишников сказано очень много.

Но сейчас кризис: и центральной власти, и региональным (и примкнувшим к ним страховщикам) позарез нужны деньги. А где их взять? Налоги собирать не научились. Производством по-настоящему не занимались. Вот и добрались до автомобильных буржуев. Благо нас сорок миллионов. С каждого в год еще по три-пять-десять-пятнадцать… тысяч срубить — считай, что нефть опять сто долларов баррель, — жить можно. И предложения о том, как залезть к нам в кошельки, посыпались со всех сторон.

Первый удар по автомобилистам — увеличение пошлин, временное (!), на подержанные иномарки (на 20—80%), исключительно из благих целей спасения отечественного автопрома. Акции протеста автомобилистов — были. Но их разогнали, а требования протестующих проигнорировали. Повышение пошлин продлили.

А продукция отечественного автопрома стала продаваться лучше? Нет, продажи падают.

Затем появился техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», документ, от которого автомобилисты приходили в ужас: там предусмотрено запрещение чуть ли не половины того, что бегает сегодня по дорогам страны. Опять акции протеста, в основном грузоперевозчиков*. Сейчас техрегламент дорабатывают, но мы же видели, как «доработали» недавно закон о транспортном налоге.

Опять были митинги протеста автомобилистов в десятках городов. Власть опять сделала вид, что их «не заметила». Но решила остаться «в белом» — на людях погрозила Госдуме пальчиком и… перевела стрелки на региональные власти, разрешив им десятикратное повышение налога (вместо пятикратного, что планировалось в первой редакции).

И вот налог уже повышают. Уже идут сообщения из разных регионов страны: из Кировской области, где молодой губернатор Никита Белых увеличил его почти втрое. Кировчане хватаются за головы: «Мы что, в три раза больше москвичей получаем?!». Налог уже увеличили в Московской области, Калининграде, в Краснодарском крае, в Чечне, Татарстане, в Кировской, Липецкой, Архангельской, Кемеровской и Белгородской областях, в Пермском крае…

Кстати, в некоторых регионах серьезнее всего выросли ставки для «середняков», а владельцы «Лексусов», «Инфинити», BMW X5 и им подобных «под раздачу» не попали. Депутаты не могут обирать сами себя. И у них есть оправдания. Например, в Кемеровской области нашли объяснение «в снижении налоговой нагрузки на предприятия и организации» (!)**.

Четвертая сила, залезающая в карманы автомобилистов, — страховщики. Варианты пересчета базовых тарифов по ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) с понедельника лежат в Минфине. Все варианты, а их с десяток, по большому счету сводятся к двум: первый — страховщики просят повысить базовые тарифы на величину от 7 до 20%, без увеличения сумм выплат пострадавшим. При варианте с увеличением выплат стоимость ОСАГО может вырасти на 25 и даже на 90%.

И вероятнее всего, будет принят второй вариант: в полтора-два раза повысится стоимость ОСАГО в следующем году. Но прошу обратить внимание: увеличение страховых выплат сделано по-хитрому: за материальный ущерб выплаты вырастут — со 120 до 150 тыс рублей, то есть всего на 30 тыс, а вот за ущерб здоровью — со 160 до 500 тыс. Если учесть, что основные выплаты идут все же за «железо», то особо радоваться автомобилистам смысла нет.

Но смириться с подорожанием ОСАГО придется, судя по всему, его не избежать. В последние месяцы многие страховые компании стали чудовищно саботировать выплаты — не платят или недоплачивают под любыми предлогами. Чаще всего отказ изумленным автовладельцам формулируется так: «…По заключению автотранспортной экспертизы ООО «Рога и копыта», повреждения вашего транспортного средства не соответствуют заявленным обстоятельствам ДТП».

Страховые компании сейчас изо всех сил стараются выжить, им действительно плохо, многие обанкротились. Резервный фонд РСА, созданный для выплат клиентам обанкротившихся компаний, отощал. Впервые за последние годы суммы выплат превысили суммы поступлений.

Еще один удар по автомобилистам пытается нанести главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов, 26 ноября предложивший «за пьянку» лишать водителя прав пожизненно. И я, и любой порядочный автомобилист были бы двумя руками «за», если бы действительно — «за пьянку». Но когда инспекторы ГИБДД и в сговоре с медиками, и без оного через суды лишают прав тысячи трезвых водителей только за то, что те не откупились (или просто ради выполнения «палочного» плана), то можно представить, сколько будет «весить» взятка-отмазка за «пожизненное лишение». И как мощно развернутся бандиты в погонах при нынешней судебной системе.

И последнее — о наших дорогах. Все мы платим налоги и не только транспортные. Многим приходилось платить за ремонт разбитых на наших ухабах машин.

В ноябре во время визита в Ульяновск президент удивлялся, почему российские дороги стоят не в разы, а на порядок дороже, чем в Европе… И причина ясна: коррупция невероятных масштабов. Все дорожные беды России — от воровства. И только от него. Если по-научному — от несоблюдения технологий. Даже тех пещерных, которые нам оставила советская власть. Финны проверяли — в нашем асфальте недопустимое количество… песка. А украденное материализовалось виллами в Подмосковье, в Испании, Швейцарии…

Года полтора назад я брал интервью у руководителя «Росавтодора» г-на Белозёрова. И спросил: «В США по закону та фирма, что строит дорогу, в течение пяти лет отвечает за ее качество. Почему же у нас, в России, одна фирма строит дороги, а другая их ремонтирует? И получается, что и той и другой строить плохо — выгодно, потому что денег больше можно освоить?».

И знаете, что мне ответил этот высокий государственный чиновник? Он гордо сказал: «Мы к этому идем!».

Сколько же можно идти?! И когда — «ПРИДЕМ»?

Да никогда! До тех пор пока дорожной мафии плывет в зубы многотриллионный бюджетный пирог. Поэтому у меня деловое предложение к президенту: единственный способ строить в России недорогие и качественные дороги — отдать концессию на строительство дорог иностранцам. Они воровать не станут, за те же деньги построят гораздо больше, дешевле и качественнее. И может быть, тогда власть будет иметь хоть какое-то право устанавливать такие ставки транспортного налога.

Ну и в заключение о том, как у нас защищают права автомобилистов. Правда, не для всех, но всех ведь и не защитишь… ГИБДД под давлением Генпрокуратуры подготовила редакцию административного регламента, согласно которой инспекторам вновь будет запрещено задерживать и наказывать за нарушение ПДД прокуроров, следователей и судей. Если регламент примут, водителям (не принадлежащим к высокой касте) станет еще тяжелее выжить. В прямом смысле слова. Я уже не говорю о пешеходах.

P.S.Завтра, 12 декабря, в десятках городов России пройдет Всероссийская акция протеста автомобилистов.

* Подробнее — в материале «Дальнобойщиков режут по живому», «Новая» №115 от 16 октября 2009 г.

** Александр Лаврик, депутат Совета народных депутатов Кемеровской области: «Таких машин у нас не очень много на Кузбассе, в основном все эти машины зарегистрированы не на физические лица, а на юридические, это служебные машины, поэтому поднимать на них налог никакого смысла просто не было». (i2n.ru)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow