СюжетыОбщество

Искусство возвращается в пещеры

Превратится ли Армения в культурный центр мира?

Этот материал вышел в номере The New York Times (11.12.2009)
Читать
На недавно состоявшееся открытие центра искусств «Кафесчян» в Ереване собрались не менее двадцати тысяч человек. Они заполнили парк скульптур, террасы сада и галереи. Среди прочего их привлекла сюда первая в Армении выставка жившего в...

На недавно состоявшееся открытие центра искусств «Кафесчян» в Ереване собрались не менее двадцати тысяч человек. Они заполнили парк скульптур, террасы сада и галереи. Среди прочего их привлекла сюда первая в Армении выставка жившего в Америке прославленного соотечественника, художника-экспрессиониста Аршила Горки.

Центр «Кафесчян» представляет собой безумный образец архитектурной мегаломании и является одним из наиболее необычных и, возможно, самых запоминающихся новых музеев впервые за долгое время. Вообразите себе фантазию в стиле ар-деко на тему вавилонских Висячих садов, в оформлении которой обильно использована армянская символика.

Сооружение, встроенное в холм в деловом центре Еревана, было задумано еще в советское время, однако тогда предполагалось увенчать его монументом Октябрьской революции.

История центра уходит в 1930-е, когда архитектор Александр Таманян задумал свой Каскад — выполненную из белого туфа гигантскую ступенчатую пирамиду, состоящую из искусственных водопадов и садов. Проект был забыт, и о нем вновь вспомнили в конце 70-х. Однако строительство было прервано землетрясением 1988 года, а в 1991 году распался Союз.

Следующая глава истории Каскада ознаменовалась появлением Джерарда Кафесчяна — 84-летнего уроженца Бруклина, покровителя нового центра. Армянские власти позволили ему надстроить над Каскадом новое здание и разместить в нем свою коллекцию — при условии, что он достроит и сам Каскад. Смета составляла 20 миллионов долларов, однако затраты уже превысили 40 миллионов, а до завершения еще далеко.

Строительство здания было отложено, усилия сосредоточились на завершении строительства Каскада и создании парка скульптур. Помещения, предназначавшиеся под залы заседаний, стали галереями.

Центр пока не обладает собственными средствами, не имеет профессиональных управляющих, и нельзя исключить, что в скором времени затея потерпит крах.

Такова была судьба многих начинаний в этой раздираемой коррупцией сонной стране, уровень безработицы в которой за долгие годы существования в условиях изоляции дорос до 40%, инфраструктура которой развалена, а средний класс практически отсутствует. Пока, однако, Центр искусств делает то, о чем мечтают немногие избранные музеи и еще более немногочисленные аналогичные этому амбициозные проекты: помогает преобразить страну.

Бывший министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян говорит, что бюджет страны в настоящее время примерно на одну треть зависит от пожертвований армянской диаспоры. Эффект от глобального кризиса был уничтожающим. Даже Деннис Дойл, член совета управляющих фонда семьи Кафесчян, не знает, какое будущее ожидает новый центр. Его финансирование пообещал взять на себя Джерард Кафесчян. Таким образом, все зависит только от него, а правительство Армении к этому не имеет отношения.

Армянские газеты в эти дни обсуждают открытие границы с Турцией. Это заслуга в большой степени принадлежит Америке, заинтересованной в прокладке нефтепровода в обход Ирана и России.

В ответ на уступки Турция хотела бы раз и навсегда покончить с разговорами на тему геноцида, почти сто лет назад унесшего жизни более миллиона армян. Признание факта геноцида означало бы вероятное требование реституций.

Поэтому в последнее время американский президент перестал использовать термин «геноцид», тем самым поставив Армению перед необходимостью выбора между столь необходимым оживлением национальной экономики и восстановлением справедливости в отношении самой большой трагедии в ее истории.

Парализованная на десятилетия из-за этого события и находящаяся во враждебном окружении Армения до недавнего времени не могла предоставить своим гражданам возможность знакомиться с современным зарубежным искусством у себя на родине. Открытие центра «Кафесчян» показало, что тысячи молодых армян готовы к переменам и жаждут преодолеть стену, отделяющую их от остального мира.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow