СюжетыОбщество

Если б там был султан…

Возвращение эпохи султанов — на майках и в рекламе бургеров

Этот материал вышел в номере The New York Times (11.12.2009)
Читать
Более восьмидесяти лет назад наследник Османского престола Эртогрул Осман был изгнан из Турции вместе со всей султанской семьей. Он дожил до 97 лет, проведя большую часть своей жизни в скромной квартирке на Манхэттене. Однако в сентябре...

Более восьмидесяти лет назад наследник Османского престола Эртогрул Осман был изгнан из Турции вместе со всей султанской семьей. Он дожил до 97 лет, проведя большую часть своей жизни в скромной квартирке на Манхэттене.

Однако в сентябре тысячи людей пришли проститься с ним в величественной Голубой мечети в Стамбуле. Столь явное проявление почтения по отношению к человеку, который мог бы быть султаном, стало очередным признаком того, что социологи назвали «оттоманией», — ностальгии по Османской империи, эпохе великих завоеваний и культурного расцвета. Тогда султаны правили государством, растянувшимся от Балкан до Индийского океана, и претендовали на духовное лидерство в мусульманском мире.

Историки увидели в похоронах Эртогрула Османа ключевой момент реабилитации Османской эпохи, оставившей о себе дурную память у некоторых жителей светской Турецкой Республики, созданной Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году. Во время правления Ататюрка об империи вспоминали только в связи с ее упадком и унизительным поражением в Первой мировой войне, после которого страна была разделена.

Тоска по дням имперской славы — как у религиозных мусульман, так и у сторонников светского государства — в какой-то мере отражает разочарование турок в Европейском союзе.

Европа, похоже, не слишком стремится принять Турцию, в которой тлеет конфликт религиозных и светских людей, в свои ряды. Члены нового правящего класса религиозных мусульман решили использовать ностальгию по Османской империи, чтобы бросить вызов своим соперникам — прозападной элите, возникшей в правление Ататюрка, и приучить турков к мысли о том, что страна может стать региональным лидером. «Героизм и слава Османского прошлого привлекают турок, потому что это их история», — говорит Илбер Ортайли. Заведующий музеем дворца Топкапы — роскошной резиденции, в которой османские султаны жили в течение 400 лет, — также является неофициальным, но яростным защитником Османского наследия.

Во время Рамадана сеть фастфуда Burger King представила посетителям специальное меню, в которое входили популярные в Османской империи блюда. В рекламном ТВ-ролике янычар — элитный турецкий воин — призывал зрителей «уничтожить все бургеры до единого». «Оттоманией» заразилась и молодежь. 20-летние турки танцуют на дискотеках в майках со слоганами «Империя наносит ответный удар» и «Грозные турки» (так европейцы когда-то называли турецких завоевателей). Теперь эти слова — дерзкий девиз самоутверждения.

Османское возрождение играет столь же заметную роль во влиятельных политических кругах. Консервативная правящая «Партия справедливости и развития» активно добивается благосклонности бывших турецких колоний, в том числе Ирака и Сирии.

Эту частичную пере-ориентацию внешней политики на Восток турецкие аналитики прозвали «неоосманской». Политиков США и Европы настораживает этот тренд.

Одна из ведущих популярной исторической телепередачи Пелин Бату считает, что прославление Оманской эпохи правительством, стоящим на позициях политического ислама, это мятеж против светской культурной революции, совершенной Ататюрком. «Оттомания» — это форма расширения религиозных прав новой мусульманской буржуазии, — говорит она. — Это реакция на попытку Ататюрка оттеснить ислам на второй план».

В обществе, занятом поисками идентичности, «оттомания» по душе далеко не всем. Некоторые критики обвиняют ее поклонников в том, что они забывают об упадке империи и прославляют устаревшую систему, в последние свои годы погрязшую в коррупции и распрях. Массовые убийства армян в 1915—1918 годах наложили особенно темный отпечаток на историю империи.

«Религиозные мусульмане, находящиеся у власти, теперь пытаются скормить турецкому народу османский яд, — полагает 45-летняя домохозяйка Сада Курал, верная последовательница Ататюрка. — Османская эпоха была плохим временем. Турцию называли «больным человеком Европы», людям отказывали в правах, а женщинам разрешили голосовать только после прихода к власти Ататюрка».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow