СюжетыОбщество

Россия, кислотная наша держава

Этот материал вышел в номере The New York Times (11.12.2009)
Читать
Неужели судьба будущей системы ограничения и торговли квотами на выброс углекислоты, которую большинство экспертов считают главным инструментом борьбы с парниковым эффектом, зависит от России? Как бы невероятно это ни звучало, похоже,...

Неужели судьба будущей системы ограничения и торговли квотами на выброс углекислоты, которую большинство экспертов считают главным инструментом борьбы с парниковым эффектом, зависит от России? Как бы невероятно это ни звучало, похоже, ответ — «да». Причина в том, что в результате краха большей части тяжелой промышленности в 90-е Россия обладает грандиозным запасом неиспользованных квот.

Это незаслуженное богатство — наследие Киотского протокола, принятого для борьбы с угрозой глобального потепления, стоит несколько миллиардов долларов. Внезапная продажа этих квот заграничным странам может привести к тому, что цена выбросов углекислого газа упадет до нуля.

Большинство экономистов согласны, что без предсказуемой и достаточно высокой цены квот в этот рынок не будет инвестиций. А для перехода экономики, отличающейся высокой интенсивностью выбросов, на возобновляемую энергию необходимы огромные вложения — как в развитых, так и в развивающихся странах. Торговля квотами основана в первую очередь на разрешениях, выдаваемых или продаваемых властями компаниям, способствующим выбросу углекислого и других газов, влияющих на климат. Если компании превышают определенный уровень выброса, они обязаны покупать разрешения у властей. Они также могут искать других продавцов квот. Компании даже могут получать прибыль, торгуя своими разрешениями.

По мере того как правительства будут понижать допустимый уровень выбросов, цена на разрешения и квоты будет расти. По словам сторонников торговли квотами, система работает тогда, когда компании сокращают производственные мощности, вкладывают деньги в «чистые» технологии или покупают квоты у других компаний. Квоты могут быть заработаны за счет действий, способствующих снижению выбросов или поглощению парниковых газов из атмосферы.

Основная модель для этой системы уже действует в Европейском союзе. ЕС призвал все промышленно развитые страны ввести подобную систему к 2015 году, а быстроразвивающиеся, например, Китай и Индию — к 2020 году.

Но даже в случае появления мирового рынка квот, предупреждают многие эксперты, не стоит рассчитывать на то, что торговля квотами позволит обеспечить снижение выбросов до необходимого уровня. Это уровень, который ученые считают достаточным для предотвращения опасного роста температуры.

Организации по защите окружающей среды считают, что рынок квот может обеспечить лишь небольшую долю той суммы, которую ожидают получить развивающиеся страны в результате саммита в Копенгагене. Основной причиной этого может стать неготовность развитых стран установить достаточно строгие ограничения: они приведут к росту спроса на способы компенсации выбросов в развивающихся странах. Тогда, вероятно, должна вырасти стоимость выбросов углекислого газа, а правительства, продающие разрешения, получат больше денег. Эти деньги потом можно будет поместить во Всемирный фонд по охране климата.

Перспектива того, что Россия распродаст свои квоты, — одна из проблем, с которыми столкнулись теоретики. Ворох российских квот — это «горилла на заднем плане», говорит Петер Цапфель, чиновник, участвовавший в формировании европейской системы торговли квотами четыре года назад. «Никто не готов ее трогать», — добавляет он. Россия может «радикально повлиять на соглашение, к которому мы придем в Копенгагене».

Промышленно развитые страны считают торговлю квотами самым дешевым и эффективным способом соблюсти ограничения, которые должны помочь снизить количество углекислоты в атмосфере. Главы европейских стран подчеркивают, что подобная система будет играть большую роль в передаче развивающимся странам денег, которые они требуют в обмен на подпись под Копенгагенским соглашением.

Согласно прогнозу Генри Дервента, президента International Emissions Trading Association, к концу следующего десятилетия стоимость рынка квот может достигнуть трех триллионов долларов по сравнению с нынешними 130 миллиардами.

В некоторых странах, однако, лоббисты противостоят попыткам принять законопроекты, ограничивающие выбросы. За ними часто стоят представители угольной промышленности. А там, где такая система уже введена, особенно в Европе, цены и нестабильность рынков отпугивают инвесторов от вложений в «чистую» энергетику. Многие высказывают серьезные сомнения в том, как будут распределяться, продаваться и контролироваться разрешения на выброс парниковых газов. Некоторые считают, что рынок квот может оказаться авантюрой Уолл-стрит.

«Рынки квот могут сыграть важную роль, — считает профессор Лондонской школы экономики Николас Стерн. — Любому рынку для работы необходимо регулирование. В последние несколько лет мы в этом убедились. Этот рынок — не исключение».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow