СюжетыОбщество

Ум заходит за разум

Этот материал вышел в номере The New York Times (11.12.2009)
Читать
Может быть, природа питает отвращение к Большому адронному коллайдеру (БАК)? Или из будущего явилось нечто (или некто) наподобие Терминатора, чтобы вывести коллайдер из строя? Так или иначе, БАК преследуют аварии. Этот научный инструмент...

Может быть, природа питает отвращение к Большому адронному коллайдеру (БАК)? Или из будущего явилось нечто (или некто) наподобие Терминатора, чтобы вывести коллайдер из строя?

Так или иначе, БАК преследуют аварии. Этот научный инструмент обошелся в 9 миллиардов долларов. Он был создан в надежде обнаружить бозон Хиггса — частицу, которая видела рождение Вселенной. Ходят слухи, что коллайдер может вызвать появление черной дыры, которая уничтожит планету.

Являются ли аварии в БАК случайными? Физики Хольгер Бек Нильсен и Масао Ниномия полагают, что нет. «Можно сказать, мы получили модель бога, — пишет доктор Нильсен. — Он ненавидит частицы Хиггса».

Несмотря на все усилия бога (или засланных из будущего вредителей?), швейцарский ускоритель частиц был, наконец, успешно запущен 30 ноября. Правда, уже на следующий день в нем произошло короткое замыкание.

Двое упомянутых выше физиков являются продолжателями серьезной научной традиции, у которых тем не менее ум неожиданно зашел за разум. Серьезная наука сплошь и рядом соседствует с маргинальными теориями, начиная от сознания роботов до криптозоологии.

В качестве еще одного примера можно упомянуть Роберта Райнса, автора более чем 800 патентов, скончавшегося в прошлом месяце в возрасте 87 лет. Он преподавал в Гарварде. Среди его изобретений — радар, сонар и ультразвуковые приборы. Параллельно он посвятил несколько десятков лет поискам Лох-Несского чудовища и работал над методом остановки торнадо. «Пусть меня называют сумасшедшим, меня это не задевает, — заявил Райнс в 2008 году. — Хорошо, что я хотя бы не рискую угодить в тюрьму, как Галилей».

Тем временем другие ученые озабочены предсказаниями сингулярности — события, которое скептики уже окрестили «экстазом зануд». Речь идет о моменте, когда компьютеры, наподобие компьютера Хал из фильма «2001: Космическая одиссея», обретут сверхспособности и, не исключено, станут представлять опасность. Некоторые считают, что до этого момента осталось несколько десятков лет.

«Предвижу, что дискуссия о том, стоит ли создавать искусственный интеллект, станет главным вопросом политики этого века», — заявил The Times ученый Хуго де Гарис. Он считает, что создание таких машин может привести к мировой войне.

Математик и писатель Вернон Виндж поведал The Times, что когда роботы захватят власть, они станут использовать нас так же, как мы используем быков и ослов. Если нам не удастся победить роботов, то, может быть, мы получим возможность слиться с ними. Футуролог Рэймонд Курцвайль уверен, что жить мы сможем и после смерти, если перенесем информацию из мозга в компьютер.

Тем не менее физики-теоретики уже заняты разработкой планов спасения на тот случай, если выяснится, что Курцвайль ошибался. Спастись человечеству помогут «червоточины», своего рода тоннели в пространстве и времени, через которые мы сможем перебраться туда, где машины ведут себя хорошо. Или, по крайней мере, сможем отправиться в будущее и добиться, чтобы они прекратили засылать сюда уже осточертевших вредителей.Комментарии отправляйте по адресу:[email protected]

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow