СюжетыОбщество

Любите ли вы болота?

Торфяники способны спасти мир. Или погубить

Этот материал вышел в номере The New York Times (11.12.2009)
Читать
Одно из крупнейших торфяных болот в мире — полуостров Кампар в Индонезии — является также одним из крупнейших хранилищ углекислоты и источником потенциально ценнейшего ресурса. Но пока мировые лидеры пытаются прийти к какому-нибудь...

Одно из крупнейших торфяных болот в мире — полуостров Кампар в Индонезии — является также одним из крупнейших хранилищ углекислоты и источником потенциально ценнейшего ресурса. Но пока мировые лидеры пытаются прийти к какому-нибудь соглашению по борьбе с глобальным потеплением, в хранилище открылась течь.

Каналы, прорытые как на законных основаниях, так и без разрешения, тянутся от соседних рек почти в сердце непроходимых лесов полуострова. Медленно осушая торфяники, они способствуют выбросу углекислого газа. По выбросу парниковых газов Индонезия занимает третье место в мире после Китая и США.

Утечка воды из торфяных болот очевидна для рыбаков, живущих в деревне на юге полуострова. Мы плывем на их каноэ. «Я знаю, что торфяники высыхают, потому что вода стала коричневой и кислой», — говорит 31-летний Амируддин (как и у многих других индонезийцев, у него всего одно имя). Его 29-летняя жена Делима зачерпывает кофейного цвета воду, чтобы попить.

Судьба лесов, подобных растущим на полуострове Кампар, — одна из центральных тем яростных споров вокруг нового договора о борьбе с изменением климата, обсуждаемого на саммите в Копенгагене 7—18 декабря. Политики, ученые и бизнесмены уже сейчас не могут прийти к соглашению о том, какие леса должны считаться сокращающими количество углекислоты и какого рода проекты заслуживают финансовых стимулов.

Споры вокруг полуострова Кампар разгорелись с новой силой не только из-за их важности для экологии. Самый детальный план по борьбе с осушением торфяников появился из неожиданного источника: его автором стала крупная целлюлозно-бумажная компания Asia Pacific Resources International Limited (сокращенно April — «Апрель»). По словам критиков, она является одним из главных виновников сведения лесов в Индонезии.

Компания предлагает окружить основную часть полуострова кольцом промышленных лесных насаждений, чтобы защитить торфяники от осушения.

Более того, компания надеется получить за это квоты на выброс углерода в рамках программы ООН по поощрению стран за консервацию и восстановление лесов.

Ожидается, что эта программа — «Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов» — станет частью нового договора, который будет заключен в Копенгагене. В отличие от Киотского протокола 1997 года, договор, как ожидается, предусмотрит борьбу со сведением лесов, которое вызывает 20% общемирового выброса парниковых газов. Прекращение вырубки лесов в таких тропических странах, как Индонезия и Бразилия (занимает 4-е место по выбросам в мире), считается чрезвычайно важным для борьбы с глобальным потеплением. Развивающиеся страны, охраняющие свои леса, получат в качестве компенсации квоты на выброс углекислого газа. В свою очередь, они смогут продавать эти квоты развитым странам.

Хотя конкретные положения программы придется дорабатывать еще месяцы, если не годы, в Индонезии уже стартовали более десятка проектов в рамках программы ООН. За ними стоят природоохранные организации, правительство Австралии, Merrill Lynch, предприятия целлюлозно-бумажной отрасли.

«Зеленые» говорят, что целлюлозно-бумажные компании, многие годы разорявшие Индонезию, не должны получать преимущества по программе ООН. «Они же и нанесли основной ущерб, — говорит эксперт Всемирного фонда дикой природы по Индонезии Майкл Стюуэ — А теперь они говорят: «Мы себя плохо вели. Теперь мы ведем себя хорошо. Дайте нам денег».

Производители целлюлозы, в свою очередь, утверждают, что программа ООН могла бы дать им стимул для сохранения лесов и расширять собственную деятельность. Их поддерживает индонезийское правительство, считающее целлюлозно-бумажную отрасль важной для экономического развития страны.

«Один этот проект мог бы помочь снизить ежегодные выбросы в Индонезии на 5%», — говорит о проекте «кольцевания» центра полуострова Джоуко Вирта, президент April по поставкам древесного волокна.

Полуостров Кампар — одно из немногих лесистых мест, оставшихся в центральной части Суматры. Леса тут вырубают под пальмовые плантации и промышленные насаждения. Большинство из них принадлежит April и ее главному конкуренту Asia Pulp and Paper. Обе принадлежат индонезийским корпорациям. По данным Всемирного фонда дикой природы, в провинции Риау, где находятся основные лесопилки и плантации обеих компаний, за последнюю четверть века было сведено две трети лесов.

Если бы April получила контроль над центром полуострова, компания могла бы получать компенсации за его охрану.

В компании утверждают, что она должна быть вознаграждена минимум за создание кольца, половина которого будет превращена в насаждения акаций, а половина сохранена в естественном виде (компания называет это «заповедником»). «Охрана нами углерода могла бы быть оплачена через программу «Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов», — говорит Вирта.

Глава индонезийского правительственного Совета по вопросам изменения климата Агус Пурномо утверждает, что после Копенгагенского саммита пройдет много месяцев, прежде чем будет принято решение о получении April квот на выбросы. По его словам, власти опасаются, что третье место Индонезии по выбросам парниковых газов может привести к дополнительному давлению. «И что же, нам из-за этого оставаться слаборазвитой страной?» — интересуется он.

С начала работы в сентябре над новой концессией April создала в районе Телук Меранти новые рабочие места. В рамках программы по работе с населением района компания установила новый электрогенератор и пожертвовала стройматериалы на ремонт двух мечетей. И все же в Телук Меранти пока мало кто разделяет позицию April. Местные деревенские жители все еще против присутствия компании в районе. «Мы не знаем, что из этого выйдет, — говорит 39-летний владелец небольшого магазинчика Фирдаус. — Какие права у нас есть?» Он не знает о «кольцевом» проекте April. Но о важности торфа он наслышан от «зеленых». «Нас попросили, — говорит он, — защищать торф ради планеты».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow