Один из крупнейших в мире рынков недвижимости, в первую очередь бизнес-класса и выше, находится под угрозой коллапса.
Nakheel, «дочка» крупнейшей компании Dubai World, принадлежащей арабскому эмирату Дубай, попросила кредиторов об отсрочке выплат по выпущенным ею облигациям. Это вежливый эвфемизм признания собственной неплатежеспособности. Сама Dubai World в понедельник подтвердила, что планирует реструктурировать часть своих подразделений, долги которых в сумме уже достигли $26 млрд. Правительство ОАЭ в лице министра финансов Абделя Рахмана аль-Салеха обозначило свою позицию: финансовой помощи от государства конгломерат не получит.
Всего Nakheel на середину декабря должна выплатить $3,5 млрд по своим облигациям. Сумма в глобальном масштабе ничтожная, но кризис американской ипотеки, напомним, вообще начинался с массовых дефолтов част-ных заемщиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
А рынок недвижимости Дубая — пристальный объект внимания иностранных инвесторов начиная с 2002 года, когда иностранные инвестиции в этот город вообще стали возможными. Однако, начиная со второй половины 2008 года, цены на недвижимость в крупнейшем городе Арабских Эмиратов начали стремительно падать, рухнув за год почти в два раза. Показательно, что сделки с россиянами, которые составляли ранее 70% от всех сделок по недвижимости в Дубае, сократились до нуля.
«История с Дубаем — событие, которое ожидалось, но в вероятность которого не очень верилось — настолько прочным казался фундамент огромного торгово-коммерческого предприятия, каковым слыл этот эмират, — комментирует руководитель центра арабских исследований Института востоковедения РАН Александр Филоник. — Тем не менее страна перегрелась. Финансовая накачка началась лет 8—10 назад и была настолько многообещающей, что в нее втянулся иностранный капитал, особенно британский, в надежде на сверхприбыли. Однако деньги поступали лишь в торговлю, туризм и в инфраструктуру, которая по роскоши и количественным излишествам превзошла все известное до сих пор. А собственно производство, промышленность, как локомотив хозяйственного подъема, хотя и по объективным причинам, но оказались в тени».
По словам Александра Филоника, Дубай — не самый крупный поставщик углеводородов, и его доходы от них слишком малы по сравнению с расходами на создание райских кущ. К тому же заключительная часть бума развивалась на фоне глобального финансового кризиса, а у Дубая недостало возможностей затормозить: слишком крупные проекты находились в работе, и была надежда их завершить. Свою роль сыграли и спекулятивные операции местных инвестиционных компаний и фондов, втянувшихся в процесс делания денег из воздуха.
«Возможно, для эмирата события — не последний день Помпеи. Поможет Абу-Даби, у которого на резервных счетах до $1 трлн, подтянутся и другие, хотя положение в них может оказаться не лучше, — считает Александр Филоник. По его мнению, вероятность дефолта мала, но разрушительный потенциал очень велик даже в глобальном масштабе.
Что же касается помощи Абу-Даби, то столичный эмират ОАЭ и вправду объявил о готовности поддерживать дубайский рынок недвижимости и, в частности, государственную инвестиционную компанию Dubai World.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68