СюжетыКультура

Как отплатил Василий Аксенов родному городу

В Казани открыли Дом-музей писателя

Этот материал вышел в номере № 130 от 23 ноября 2009 г.
Читать
«Писатель-праздник» — озаглавили подборку материалов, посвященных Третьему фестивалю «Аксенов-фест», в журнале «Октябрь», организовавшем фестиваль вместе с казанской мэрией и продюсерским центром «М-Продакшн». Праздничность — первое, что...

«Писатель-праздник» — озаглавили подборку материалов, посвященных Третьему фестивалю «Аксенов-фест», в журнале «Октябрь», организовавшем фестиваль вместе с казанской мэрией и продюсерским центром «М-Продакшн». Праздничность — первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь Василия Павловича.

С ним было радостно разговаривать, даже если речь шла о тяготах жизни. Радостно гулять по улицам чужого города, он любое пространство обживал, как свое, и безошибочно заходил в самые вкусные рестораны, в самые загадочные лавочки, в самые неожиданные места. Радостно видеть, что возраст не властен над человеком, что он странным образом оказывается моложе всех в любой компании. Аксенов был таким же инаковым, как его рассказы, прохудившие плотный настил советской прозы до такой степени, что он постепенно расползся на разные стили, жанры, направления. Однако влияние Аксенова на общество было еще сокрушительнее влияния на литературу. Для многих он стал примером другого мышления и поведения, раскованного и самодостаточного, вольного и презирающего серость, официоз и страх выделиться.

Он не был стилягой, зажатым в рамки определенного поведения самой этой принадлежностью, он был действительно свободным человеком, какие водились, по тогдашним представлениям, лишь на Западе. Это убеждение сыграло злую шутку с Аксеновым. Истоки его жизнерадостной, оптимистической, как само время, прозы упорно искались в американской литературе, даже в подростково-угрюмом романе Сэлинджера (хотя «Над пропастью во ржи» в переводе Райт-Ковалевой был напечатан в журнале «Иностранная литература» лишь в 1960 году, спустя два года после первых рассказов Аксенова, и скорее можно говорить о влиянии его интонации, молодежного сленга на этот культовый перевод). На самом деле Аксенов чувствовал время поверх всяких барьеров, даже таких прочных, как железный занавес. Он чутьем писателя улавливал тектонические сдвиги в молодежной среде, породившие революцию 68-го года на Западе и глухое сопротивление у нас. Не им придуман термин «шестидесятники», но он возник в статье Станислава Рассадина, посвященной его повести «Коллеги».

Его масштаб хорошо понимают и в Штатах, о чем мы говорили с Джули Кристенсен, профессором университета Джорджа Мейсона, где Аксенов много лет преподавал. По ее словам, студенты обожали своего профессора, ценили за храбрость, интеллектуальную широту, восприимчивость. Они сознавали его класс при том, что единственным романом, широко признанным американцами, остается «Московская сага». Кстати, это еще одна заслуга писателя. На нашу историю иностранцы смотрят умными и честными глазами Аксенова. Джули, говорящая по-русски, как мы с вами, считает, что популярность его будет расти и Аксенов-фест этому уверенно способствует.

Главными событиями третьего фестиваля стали презентация сборника ранних рассказов Аксенова «Логово льва», который, как отметила заведующая редакцией «Современная проза» издательства «АСТ-Астрель» Елена Шубина, «по печальному стечению обстоятельств стал последней книгой, подготовленной к печати при его жизни», и открытие Дома-музея Аксенова. Несколько лет назад деревянный дом, расположенный в одном из самых дорогих районов города, чуть не снесли. Его отстояли жители, правда, как дом, где жила Елена Дьяконова, будущая жена Сальвадора Дали Гала. Сейчас главный квартиросъемщик, конечно, Аксенов. После ареста родителей (отец был председателем горсовета Казани) пятилетнего мальчика отправили в детский дом, но брат отца вызволил его оттуда и поселил у тетки в этом доме. Аксенов прожил в нем больше двадцати лет, о которых незадолго до смерти успел написать страниц двести, лежащих в архиве. Еще на первом фестивале, посвященном 75-летию писателя, мэр Казани Ильсур Метшин пообещал, что дом его детства будет отреставрирован.

Мэр — поклонник не только его творчества, но и единомышленник по музыкальным пристрастиям. Легендарное увлечение Аксенова джазом родом из Казани, где в начале 1950-х он слушал китайских репатриантов — оркестр Олега Лундстрема. Джаз сопровождал «джинсово-джазового Аксенова», как называла его Ахмадулина, всю жизнь, его и хоронили под звуки саксофона Алексея Козлова. На концерте в казанском Театре оперы и балета знаменитый трубач Валерий Пономарев, специально приехавший из США, казанский саксофонист Азат Баязитов, трио Евгения Борца и Андрей Макаревич довели музыкальные страсти до такого накала, что чинный зал захлебывался аплодисментами.

Вообще вихрь вокруг аксеновского фестиваля набирает силу. Видно, что это культурное гнездо вьется с любовью и пониманием. Конечно, залог быстрых побед — личное участие мэра, но и само это участие говорит о культурных сдвигах во властном сознании. Правда, судя по всплескам эмоций окружающих, власть это не очень типичная. Главный смысл высказываний казанцев — молодой и амбициозный Ильсур Метшин вдохнул в город невероятную энергию. Надо сказать, гуляя по отреставрированному центру, где все дышит жизнью, мы прониклись ею в полной мере. В стремлении очеловечить город, придать ему культурное измерение Дому-музею Аксенова отведено первостатейное место. Приехавшие писатели Александр Кабаков, Евгений Попов, Светлана Васильева, Игорь Иртеньев, Дмитрий Быков, Михаил Веллер, главный редактор «Октября» Ирина Барметова ходили по комнатам среди утвари того времени, воображая, как радовался бы Аксенов этому очагу, вокруг которого можно собираться и трепаться обо всем на свете. Устроители обещают, что так и задумано: здесь будет кипеть жизнь, а не проводиться мероприятия, и эта жизнь втянет в свою орбиту всех талантливых людей города. А их, даже судя по писательским встречам и мастер-классам, здесь немало. У казанского поэта Анны Русс, в прошлом году получившей премию фестиваля «Звездный билет» (в этом году премию вручили семье Аксенова, представленной на фестивале его сыном — художником Алексеем Аксеновым), есть и планы того, как это сделать. Они обсуждались, когда человек 10 местных поэтов набились в гостиничный номер к Дмитрию Быкову и до утра, перемежая споры пением под гитару, вели, по слову Достоевского, бесконечный разговор «русских мальчиков», который так понимал Аксенов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow