Собираетесь пообедать? Не торопитесь. Проверьте сначала, соответствует ли ваша еда не только гастрономическим, но и моральным нормам. Цыплята при жизни должны резвиться на свободе, огурцы — расти на грядках счастливых фермеров, принося им доход, а свинья (до того как превратиться в свинину) провести свою недолгую жизнь в сытости и неге.
Обеспеченные потребители все больше задумываются о том, насколько этичны их покупки. Мода на «моральное потребление» или «этическую экономику» разошлась по всему миру. Для озабоченных социальной справедливостью и всеобщим благом покупателей чашка кофе теперь — не чашка кофе, а судьба крестьянина с кофейной плантации на Ямайке; торговый центр — не источник товаров, а площадка для выражения своих взглядов.
Сегодня покупателям предлагаются уже не только фрукты, выращенные без применения химикатов, и книги, напечатанные на переработанной из макулатуры бумаге. Покупая iPod, вы поддерживаете профилактику распространения ВИЧ-инфекции в Африке; кроссовки фирмы Timberland сделаны из безвредных для окружающей среды материалов с применением только натуральных красителей; «честные» презервативы изготовлены из не требующей специальной переработки резины.
Однако по мере того как мода на этичное потребление набирает обороты, люди начинают сомневаться: действительно ли поход по магазинам превращается в вид гражданской активности? Или же наоборот, гражданское общество постепенно становится обществом потребления?
Политизированное потребление — явление не новое, его история восходит к временам борьбы против апартеида. Внове тут не бойкотирование «неправильных» товаров, а потребление «правильных».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Результаты исследования, опубликованные в осеннем номере журнала Political Science Quarterly, показывают: 62% американцев готовы заплатить лишних 5 долларов за свитер стоимостью 20 долларов, если он произведен с соблюдением этических норм. А три четверти опрошенных не против переплачивать 50 центов за полкило кофе, если это позволит работникам кофейных плантаций получать более справедливую плату за свой труд.
Сторонники этического подхода к потреблению трактуют его как политическое волеизъявление, утверждая, что используют свои деньги для переустройства мира. Некоторые даже считают, что голосование при помощи кошелька действеннее голосования на избирательном участке: голосуем мы раз в четыре года, а покупаем каждый день.
Однако в последнее время движение за этичное потребление начало навлекать на себя критику. Прежде всего возмутились экономисты. Они считают, что политизированное потребление нарушает принцип свободного ценообразования и ведет к перепроизводству. Другая группа скептиков приходит в ужас от того, во что, по их мнению, превратилась гражданская активность. Гражданское действие — это участие в голосованиях, маршах, петициях… Ключевое слово тут «участие», а вовсе не «покупка».
В своей статье в прошлогоднем номере британского медицинского журнала Lancet исследователи Колин О’Маник и Роналд Лабонт подвергли резкой критике рекламную кампанию i’Pod и некоторых других товаров, приобретая которые, покупатель одновременно финансирует борьбу с распространением ВИЧ-инфекции в африканских странах.
По мнению скептиков, гражданская потребительская активность позволяет государству игнорировать свои обязанности. К примеру, здравоохранение должно обеспечиваться за счет общественных фондов, в то время как «приватизация» социального обслуживания лишь покрывает недоработки государства.
В общем, вопрос сводится к тому, действительно ли «этичные» автомобили, презервативы и овощи позволяют создать «рынок с человеческим лицом». Либо же это всего лишь способ превратить участие в политической жизни в столь же несложное дело, как прогулка по магазинам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68