…Изрешеченные пулями тела четырех мусульман были аккуратно сложены в ряд в центре улицы индийского города Ахмедабад. Один из них сжимал в руках автомат. Химикаты для изготовления бомбы и полный чемодан денег лежали в багажнике их машины. По данным индийских спецслужб, четверо погибших планировали совершить теракт.
Эта история казалась столь же невероятной, сколь и кровавой. Состав преступления был налицо: ранним утром 15 июня 2004 года четверо исламских экстремистов пытались убить влиятельного министра самого богатого штата Индии, но бесстрашные полицейские пресекли их намерения на корню.
Однако согласно недавно опубликованным данным следствия, картинка получилась не слишком складная. Среди подозреваемых боевиков оказалась 19-летняя студентка по имени Ишрат Джехан. Никаких видимых связей девушки с террористами обнаружено не было.
Более того, оказалось, улики на месте преступления указывают на то, что четверо мусульман не погибли в перестрелке, а были застрелены в упор — и намного раньше, чем сообщила полиция. Ни один из четверых не сделал ни одного выстрела. Следователи утверждают, что «боевиков» хладнокровно убили.
Этот громкий скандал вызвал в индийском обществе горячие споры о давней практике местной полиции убивать подозреваемых. Такие внесудебные смертные приговоры известны под эвфемизмом «убийство при задержании»: полицейский якобы пытается «задержать» преступника и убивает его под предлогом самообороны. В Индии, с ее медленной и зачастую коррумпированной судебной системой, это допустимый и даже приветствуемый способ борьбы с преступностью.
В городах, подобно Бомбею, многие годы страдавших от организованной преступности, полицейские, убивавшие известных мафиози, зачастую становились народными героями. Считалось, что они самоотверженно берут на себя ответственность вершить правосудие, каким бы неприглядным оно ни было.
Но теперь индийцы с нарастающей тревогой следят за полицейскими, берущими на себя роль судьи, коллегии присяжных и палача в одном лице. По данным Национального комитета по правам человека, от рук полицейских в подобных «внесудебных» обстоятельствах с 2006 года погибли 346 человек.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Следствие показывает: многие такие убийства вызваны вовсе не стремлением к справедливости. Полицейские убивают ради собственной выгоды: устраняют конкурентов влиятельных политиков, убивают главарей банд по заказу их соперников, сводят счеты между предпринимателями.
В штате Гуджарат страшный обычай принял еще более зловещие формы. По данным судебных слушаний, словам адвокатов, правозащитников и родственников погибших, полицейские стали убивать мелких преступников-мусульман и посмертно обвинять их в планировании кровавых терактов. Этим они хотели выслужиться перед главным министром штата Нарендрой Моди. Правда, никаких свидетельств того, что Моди поощрял убийства, в суде представлено не было.
Подозреваемые в таких убийствах отряды обычно тщательно отбирали своих жертв. Во всех пяти случаях, рассматриваемых сейчас в суде, многие из жертв имели преступное прошлое, когда-то были арестованы или отсидели за мелкие правонарушения. Большинство из них были мусульманами.
Но в случае с убийством Ишрат Джехан привычная схема дала сбой. Девушка плохо подходила под обычное описание преступников, «убитых при задержании». Ишрат была студенткой дневного отделения и работала, чтобы прокормить мать-вдову и шестерых братьев и сестер. По словам родственников, Ишрат отправилась в Ахмедабад в командировку.
Отчет следователя из Гуджарата идет вразрез с версией полиции. Результаты вскрытия показали, что жертвы были застрелены в упор. На руках подозреваемых не было следов пороха. Полицейские вложили им в руки оружие и инсценировали перестрелку.
По данным индийских спецслужб, все четверо подозревались в связях с террористами, но федеральные власти говорят, что это — всего лишь подозрения, не оправдывающие убийства.
Власти штата оспаривают результаты следствия, и Верховный суд Гуджарата запретил арестовывать полицейских, обвиненных в убийствах, пока дело находится на рассмотрении.
Мать Джехан, Шамина Каусар, говорит, что обвинять ее дочь в терроризме нелепо. «Она была просто студенткой, — говорит Шамина, еле сдерживая слезы. — Она была моей правой рукой. Без нее меня тоже нет».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68