Так охарактеризовал деятельность «Мемориала» адвокат Рамзана Кадырова. Судья Федосова, похоже, согласилась с ним, практически полностью удовлетворив иск президента Чеченской Республики к правозащитному центру «Мемориал» и его главе Олегу Орлову.
Поясняя иностранным журналистам суть дела, представитель истца Андрей Красненков, заявил: «У нас в России не принято без доказательств называть человека убийцей. Это не ваш Запад, где вопросы решаются миллионами долларов».
В небольшом зале Тверского суда собралась вся Европа: немцы, французы, итальянцы, норвежцы… А вот представителей российских СМИ особо не наблюдалось.
Большую часть слушания выступали свидетели: правозащитники и журналисты. Аминат Мальсагова, глава Северо-Кавказского миротворческого центра, вышла первой. Она рассказала суду, что Эстемировой никто не угрожал, просто у нее был тяжелый характер. И Эстемирова заранее была настроена против всего позитивного, что происходит в Чеченской Республике. «Наташа была буквально одержима достижением результата своей работы».
Другой свидетель, Тамара Кагирова, возглавляющая организацию по поиску пропавших без вести на территории ЧР, заявила, что власти Чечни, и в первую очередь ее президент, активно содействуют правозащитникам. Яркий пример тому — факт, что за последний год в Чеченской Республике перестали исчезать люди. «Вот во времена военных кампаний пропадали тысячами. А сейчас я не знаю ни одного такого случая», — заявила Кагирова.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Тем не менее практически все свидетели дружно соглашались за кулисами: в Чечне быть правозащитником нелегко. А Наташе удавалось спасать людей.
Свидетели ответчика, правозащитник Александр Черкасов и главный редактор сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов обрисовали свое видение ситуации в Чечне. Так, он заявил: «В отличие от других регионов ЮФО, в Чеченской Республике открыто говорить с журналистами боятся все». Александр Черкасов подробно рассказал о последних делах, которые Наталья Эстемирова вела перед смертью, — о сожженных домах, расстрелах и исчезновениях людей.
Первоначально на заседании должны были решиться два главных вопроса: действительно ли Рамзан Кадыров угрожал Наталье Эстемировой, и возможно ли независимым правозащитникам работать на территории Чеченской Республики? В итоге господин Красненков свел разговор к «провокационной» деятельности «Мемориала» и «его рупора — «Новой газеты», которые «занимаются сбором и публикацией непроверенной информации».
Красненков завершил свое выступление заявлением: «Орловым и им подобным нужна третья чеченская война» и процитировал обращение уполномоченного по правам человека в ЧР Нурди Нухажиева, где тот заявляет: «Мы хотим, чтобы они (сотрудники «Мемориала». — И. Г.) оставили нашу республику. Чеченский народ не нуждается в их защите».
После семичасового заседания судья огласила решение. «Мемориал» обязан опубликовать опровержение своим заявлениям, порочащим честь Рамзана Кадырова, и выплатить компенсацию: 20 тысяч рублей — лично господин Орлов и 50 тысяч — правозащитный центр.
Адвокаты ответчика намереваются обжаловать решение суда.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68