СюжетыПолитика

Смерть чиновника

Алимсолтана Алхаматова настигла кровная месть, давно ждавшая своего часа?

Этот материал вышел в номере № 108 от 30 сентября 2009 г.
Читать
В воскресенье, около 8 вечера, в Москве на улице Новочеремушкинской был убит глава Хасавюртовского района Республики Дагестан Алимсолтан (Алик) Алхаматов. Преступники скрылись с места на двух автомашинах: «Мерседес» и «Мицубиси Паджеро»....

В воскресенье, около 8 вечера, в Москве на улице Новочеремушкинской был убит глава Хасавюртовского района Республики Дагестан Алимсолтан (Алик) Алхаматов. Преступники скрылись с места на двух автомашинах: «Мерседес» и «Мицубиси Паджеро». Водитель «Мерседеса» был задержан.

28 апреля 2009 года люди, так или иначе связанные с Алхаматовым, главой Хасавюртовского района Республики Дагестан, по ошибке застрелили племянника Сайгидпаши Умаханова — мэра города Хасавюрта.

Все началось с того, что Магомед Умаров, зять Ахмедпаши, брата Сайгидпаши, избил участкового Арсена Аджиева. Арсен и его друзья побежали к Казбеку, начальнику охраны Алхаматова (не к Алимсолтану, заметьте). Казбек якобы сказал: «Безобразие», но ответственность на себя не захотел брать. Тогда пошли к Джамбулату, бывшему начальнику охраны Алхаматова, — тот был Алимсолтаном отстранен вроде бы за слишком большую дерзость.

Джамбулат якобы сказал: «Буртунайцы совсем обнаглели». Село Буртунай — это откуда родом Умахановы. Умахановы — аварцы, Алхаматовы — кумыки.

После этого Аджиев, его приятель, сотрудник Хасавюртовского РОВД Марат Имавов и еще четверо сели в «десятку», взяли оружие и поехали к рынку на Орджоникидзевской ждать «Лендкрузер» Умарова.

Ну и так получилось, что они перепутали. «Лендкрузер», который они расстреляли, был не Магомеда Умарова, а Магомеда Умаханова — не зятя, а сына Ахмедпаши, брата могущественного Сайгидпаши.

Способность военизированных родовых структур, подобных тем, которые имеет в своем распоряжении мэр Хасавюрта, к мгновенной мобилизации превосходит что-либо имеющееся в распоряжении Москвы. В течение десяти минут все выезды из Хасавюрта были перекрыты.

Вооруженные аварцы на блокпостах вытряхивали пассажиров из машин, смотрели, не пахнет ли порохом в салоне. «Десятка» киллеров убежала на базу к Джамбулату. Сам Алхаматов тут же укрылся в родном селе, куда съехались несколько сот вооруженных человек: ожидалась небольшая гражданская война.

Умахановы закрыли ворота и не стали принимать соболезнований: знак того, что они готовятся к кровной мести. Особенно непримиримо был настроен отец убитого, Ахмедпаша. Он старше брата, по обычаям его решение — закон. Президент Алиев и премьер Зайналов поехали было на соболезнование, но вернулись с полдороги, чтобы не попасть в неловкое положение: ведь ворота были закрыты.

Обстановку несколько разрядил живой еще тогда глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров: он приехал в город, алхаматовская сторона выдала киллеров, их посадили в тюрьму. Заодно — за побои — забрали и Магомеда Умарова.

Алика Алхаматова сделал главой Хаса-вюртовского района еще Дед — всемогущий и легендарный уже глава Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедов, — специально, чтобы тот противостоял влиятельному мэру Хасавюрта. Тогда Алхаматова специально посадили в то же здание администрации и даже машину, как говорят, велели ставить на то же, что Сайгидпаша, место.

Новый президент республики Муху Алиев одно время помирил их, но два револьвера не лезут в одну кобуру. Слишком много родичей и у того, и у другого, а у родичей — слишком много духа. Есть известная легенда про племянника Сайгидпаши, который пострелял пьяных наглецов в ресторане: наглецы были офицерами ФСБ. Есть пленка: на ней начальник охраны Алхаматова, Казбек, и голос за кадром (возможно, сам Алик) угощают тумаками капитана УБОПа. «Если ты еще к нашему пацану подойдешь!» Бум! «Клянусь Аллахом, не подойду!»

К тому же у Сайгидпаши пошел конфликт с Кадыровым. А Алик Алхаматов к Кадырову тяготел.

После убийства, вполне бытового, к которому Алхаматов был непричастен, конфликт можно было бы и загасить, но слишком многие сделали все, чтобы вовлечь в него всех. 24 июля суд города Хасавюрта выпустил на свободу Магомеда Умарова, и 400 возмущенных кумыков перекрыли трассу «Кавказ», протестуя против «одностороннего расследования дела», как будто, честное слово, Магомед этого участкового убил.

Вокруг дела взметнулись клубы вранья (а вранье еще более показательно, чем правда, ибо правда существует сама, а вранье выдумывает кто-то специально).

Мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов почти не показывался в республике — говорят, уехал на время в Германию. Алхаматов тоже уехал — в Москву.

Водитель «Мерседеса», которым пользовались киллеры, уже задержан. Органы постарались тут же сгладить возникшее подозрение в их компетентности, заявив, что задержанный, возможно, имеет отношение к совершенному в этот же день убийству замначальника угрозыска республики, уроженца села Миатли Алимсултана Атуева.

Чтобы разглядеть общее в этих двух убий-ствах, несомненно, надо работать в Москве в органах. Алхаматов — кумык. Атуев — аварец. Убийство его, кстати, уже раскрыто, убили его ваххабисты, но погиб замначальника угро не от жестокости, а, наоборот, от добросердечия: отмазал односельчанина-ваххабиста, которого совсем уже собрался было брать 6-й отдел. Видимо, «лесным» это не понравилось: а чего это за тебя ручается мент, никак ты его агент? Не агент — так докажи.

И человек, которого Атуев отмазал, навел на него людей, расстрелявших замначальника угрозыска и его племянника.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow