СюжетыПолитика

Что нехорошо и как обустроить?

Этот материал вышел в номере № 101 от 14 сентября 2009 г.
Читать
10 сентября президент Дмитрий Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!» на сайте интернет-ресурса Газеты.Ру (см. http://gazeta.ru/comments/2009/09/10_a_3258568.shtml), в которой довольно жестко охарактеризовал ситуацию в стране и...

10 сентября президент Дмитрий Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!» на сайте интернет-ресурса Газеты.Ру (см.http://gazeta.ru/comments/2009/09/10a3258568.shtml), в которой довольно жестко охарактеризовал ситуацию в стране и предложил сотрудничество всем, кто «желает перемен к лучшему». «Новая» откликнулась на этот призыв и предложила экспертам ответить всего на два вопроса. Мы их вынесли в заголовок

Андрей Рябов,главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения» ИМЭМО РАН:

— В области экономики я предложил бы Дмитрию Медведеву распустить госкорпорации, провести приватизацию крупных компаний с преимущественно государственным участием, отказаться от затратных инвестиционных проектов, связанных с бюджетным финансированием, а также резко ограничить влияние силовиков на экономику. Кроме того, я посоветовал бы президенту потребовать у правительства отчет о работе во время кризиса. Медведеву, думаю, стоило бы проследить и за октябрьскими выборами в Московскую городскую думу, отключив «Единую Россию» от административного ресурса и сделав выборы альтернативными, а следом постепенно восстановить выборность губернаторов. Наконец, я предложил бы президенту ослабить контроль над общенациональным телевидением, отдав его частным инвесторам и оставив в сетке вещания, может быть, один государственный новостной канал.

Дмитрий Орешкин,политолог:

— Нынешняя политическая модель основана на том, что общество не доверяет ни партиям, ни парламенту, ни выборам, ни суду. Оно доверяет только одному человеку, который стоит во главе государства и который фактически находится вне зоны контроля. Поэтому президенту, во-первых, следовало бы восстановить разделение властей. Во-вторых, вернуть честные выборы, вызывающие доверие народа. Пусть люди голосуют, если хотят, за коммунистов, если хотят — за националистов: в условиях равной борьбы ни одна партия не сможет занять монопольное положение. В-третьих, дать суду независимость. За отступление от закона нужно судить, невзирая на то, есть у подсудимого машина с мигалкой или нет. В-четвертых, заставить всех жить по писаному закону, а не по неформальным правилам — и силовиков тоже. Последние искренне полагают, что поскольку они охраняют закон, то им самим его соблюдать не обязательно. В-пятых, нужно бороться с коррупцией, но не знаю, как: коррупция — это системообразующий фактор нынешней политической системы. Без институтов воздействия общества на государство общество развиваться не может — так и будет лежать в пеленках.

Лилия Шевцова, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:

— Для того чтобы Медведев мог осуществить свою модернизационную программу, ему, во-первых, следует решить проблему с ответственностью за предыдущие провалы модернизации. Эта проблема связана прежде всего с кадрами и с личностью национального лидера. Во-вторых, ему следует обеспечить возможность политической и экономической конкуренции в стране, а первым шагом на этом пути должна стать свобода СМИ. Однако чтобы сделать это, президенту нужно отказаться от краеугольного камня его концепции модернизации — якобы не нужно спешить. Этот тезис подразумевает, очевидно, что реформировать Россию можно понемножку. Но постепенной модернизации страны быть не может, как невозможно быть наполовину беременной. Не может быть свободы при открытой наполовину форточке.

Борис Резник, депутат Государственной думы от «Единой России»:

— Я предложил бы президенту следующее. Во-первых, нельзя забрасывать глобальные магистральные проекты. Вся ресурсная база страны находится за Уралом, и, если мы не будем развивать сибирские и дальневосточные территории, это обернется большой бедой. Во-вторых, необходимо развивать лесную промышленность, чтобы страна экспортировала уже обработанную древесину — так можно получать многократную прибыль. Это можно делать, например, повысив пошлины для тех, кто вывозит круглый лес, и предоставив налоговые преференции тем, кто занимается его обработкой. В-третьих, борьба с коррупцией невозможна без института парламентского расследования. Несмотря на наличие закона о парламентских расследованиях, сейчас они не проводятся, хотя поводов накопилось достаточно.

Елена Лукьянова,профессор юридического факультета МГУ:

— Остановлюсь на трех вещах. Во-первых, в статье Медведева важна констатация состояния общества как «чрезмерно огосударствленного». Для его преодоления нужно по крайней мере провести генеральную уборку в нашем законодательном доме и выбросить на помойку огромное количество ничем не оправданных коррупциогенных подзаконных нормативных актов, сводящих на нет действие многих законов. То есть провести комплексную систематизацию и кодификацию законодательства. Это вполне реально. Наше государство так уже поступало (см., например, материалы XIX партконференции). Во-вторых, некоторые новейшие «послабления», внесенные в избирательное законодательство, не решают накопившихся в этой области проблем. Их можно рассматривать лишь как первый шаг к восстановлению нормального политического плюрализма. В-третьих, предложение о замене части судейского и правоохранительного корпуса на новый — вовсе не болтовня. Есть новые кадры, а сражаться с действующим корпусом воспитательными и иными мерами невозможно, поскольку значительная его часть получила свои места коррупциогенным путем. Мы все равно ничего не сделаем с судами при существующей системе назначения судей и полномочиях председателей судов. Наиболее показательна здесь ситуация с волгоградской судьей Еленой Гусевой. Пока ее лозунг «Я федеральный судья, а не продавщица» не перестанет подвергаться остракизму со стороны судейского сообщества, говорить не о чем. И, наконец, нужны повышение квалификации и переаттестация независимыми экзаменаторами судей, которые зачастую демонстрируют невежество в знании материальных норм права.

Евгений Гонтмахер,замдиректора ИМЭМО РАН:

— Лично у меня предложений очень много, но я бы назвал ключевое. Я хотел бы присоединиться к мнению Егора Тимуровича Гайдара: пусть Путин освободит наше телевидение от административного контроля. Я имею в виду первый, второй каналы и НТВ. Эти каналы должны стать действительно средствами массовой информации, а не пропаганды. Этого мне будет достаточно.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ:

— Безусловно, когда президент откровенно говорит с обществом о проблемах страны — это положительный опыт для всех. Многие вещи в статье названы своими именами. Возможно, не всем это приятно слышать, как и главе государства, вероятно, не очень приятно это признавать.

Меня особенно затронули слова о патерналистских настроениях и безынициативности граждан России. Диагноз поставлен очень верно. Десятилетиями в народе множились убеждения типа: «Начальству виднее», «Не высовывайся», «Я человек маленький», «Государство у нас такое». Я считаю, что социальная пассивность является тормозом развития общества. Частная инициатива и личный успех — важные условия для дальнейшего развития России, формирования свободного и демократического общества.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

— При моем положительном отношении к статье Медведева я бы ему предложил оживить демократию в России.

Владислав Иноземцев,директор Центра исследований постиндустриального общества:

— Я бы обратил внимание в первую очередь на необходимость жесткой демонополизации экономики.

Кроме того, у нас очень много «предпринимателей, которые ничего не предпринимают» и существуют только за счет того, что доят бюджет. Пока не будут очень четко определены критерии госпомощи тем или иным компаниям, я думаю, мы далеко не уйдем.

И, конечно, необходимо уделить большее внимание расходам государственного бюджета. На сегодняшний день во всем мире резко ужесточены меры контроля по использованию государственных средств, идет очень четкая экономия бюджетных вливаний. То же следовало бы сделать и нам.

Владислав Корочкин,вице-президент «ОПОРы России»:

— Начать нужно с двух систем, которые, по сути, во многом сдерживают развитие производства в России: это система технического регулирования и налоговая система. Регламент, который был стихийно сформирован в начале 90-х годов, не вполне адекватен современной реальности. Система технического регулирования должна быть изменена на презумпцию соответствия товара или услуги декларации производителя. А налоговая система должна быть перестроена таким образом, чтобы при том же объеме денежных средств, которые собираются в бюджет, система налогового администрирования и система налогов способствовали развитию внутреннего производства в стране.

Конечно, можно выдвинуть и другие предложения, которые могут казаться в чем-то невероятными и непопулярными, с точки зрения широких народных масс. Например, изменение общественного сознания, реформирование пенсионной системы и, возможно, ее полную отмену, чтобы избежать в будущем развала экономики и политической системы.

Александр Аузан,президент Института национального проекта «Общественный договор»:

— Предложениями в адрес президента я занимался и до публикации его статьи, поскольку вхожу в правление Института современного развития (ИСОР), исследовательского центра, где Медведев — председатель попечительского совета. Главная идея такова: состояние государственных институтов в России является главным препятствием модернизации. Чтобы решить эту проблему, нужно сначала разморозить общественные силы, которые могут предъявить спрос на модернизацию. Для этого нужна, во-первых, либерализация некоммерческого сектора. И по этому поводу мы (я имею в виду Совет при президенте по гражданскому обществу) представили план президенту еще в апреле, причем первый пункт уже реализован: отменены некоторые репрессивные статьи законодательства об общественных организациях. А во-вторых, нужно снять давление административного пресса на малый и средний бизнес. Мы полагаем, что это можно сделать только путем мониторинга, внешнего общественного аудита государственных функций в этой сфере и принятием решения по его результатам. Это мы будем предлагать президенту в ноябре-декабре.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow