СюжетыПолитика

Правила игры в нападении

Россия изживет законодательный пацифизм

Этот материал вышел в номере № 101 от 14 сентября 2009 г.
Читать
Месяц назад президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки к закону об обороне «о порядке применения Вооруженных сил за пределами России», и они были единогласно поддержаны в первом чтении на прошлой неделе. Нынешняя Конституция и...

Месяц назад президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки к закону об обороне «о порядке применения Вооруженных сил за пределами России», и они были единогласно поддержаны в первом чтении на прошлой неделе. Нынешняя Конституция и прежняя редакция закона писались в 90-е годы, когда общество еще переживало печальный опыт советского вторжения в Афганистан. В результате право Кремля посылать солдат воевать на чужой земле было максимально ограничено: только для защиты территориальной целостности РФ от агрессии и для выполнения международных обязательств. Также требовалось предварительное согласие Совета Федерации, где в то время заседали губернаторы, избранные народом, — не то, что нынешние.

Пацифистское настроение общества и большей части элиты сказалось самым решительным образом на результатах первой чеченской войны, хотя формально там речь шла именно о защите территориальной целостности РФ. Казалось, после долгих, чудовищно кровавых войн Россия наконец навоевалась, как, например, Германия. Но уже ко второй чеченской войне выяснилось, что общественный пацифизм рассосался. Общие российские потери в войнах на Кавказе уже вполне сравнялись с афганскими, кровопролитие продолжается, но нет никакого сколько-нибудь заметного антивоенного движения. Прошлогоднее вторжение в Грузию вызвало несомненный патриотический подъем, а грузины стали главным народом-врагом по опросам общественного мнения.

Вполне логично решение Медведева привести сегодня законодательную базу в соответствие с настроениями общества и элиты, а также с реальной практикой применения Вооруженных сил для нападения, а не обороны. Президент собственно так и обосновал свою законодательную инициативу: «Это связано с известными событиями, произошедшими год назад. Эти вопросы должны иметь четкую регламентацию. Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти события повторились, но четкую регламентацию нужно иметь».

Действительно, вторжение в Грузию невозможно объяснить угрозой агрессии или нарушением территориальной целостности России. Легальная операция по принуждению к миру в рамках Устава ООН может проводиться только по специальной резолюции Совбеза, а Кремль туда даже не обращался. Совет Федерации вообще не голосовал — ни до вторжения, ни после. Конечно, Россия — страна правового нигилизма, но именно с ним Медведев обещал бороться.

Теперь президент будет иметь право оперативно использовать Вооруженные силы «на основании соответствующего постановления Совета Федерации» для «защиты граждан РФ», в том числе военнослужащих за рубежом; для «отражения или предотвращения агрессии против другого государства»; для «борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства».

В ходе первого чтения в Думе не было дано детальных юридических разъяснений, как будет работать новый закон. Очевидно, что в условиях абсолютного доминирования исполнительной власти над всеми другими ветвями и веточками это не суть важно. Где захотят начальники, там и повоюют, юридически хоть в Антарктиде, где тоже есть наши граждане.

Новый закон вызвал нервную реакцию прежде всего в Украине, где множество наших граждан и военные объекты Черноморского флота в Крыму, которые Киев требует вывести к 2017 году. Российские начальники разного уровня не раз высказывали территориальные претензии по Севастополю и Крыму. Среди российской правящей бюрократии распространено мнение о том, что Украина — искусственное государственное образование, что ее восточные земли населены русскоязычными «нашими» людьми, что в результате распада СССР русский народ оказался разделенной нацией, что, воссоединившись с десятками миллионов братьев в Белоруссии и в Малороссии, мы сможем решить демографические проблемы, сохранив православно-славянский характер державы. Украинский МИД даже сделал официальный запрос о новом законе. Год назад министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что Украина (Крым) будет следующей после Грузии.

Но в реальности никакого военного решения существующих противоречий между Киевом и Москвой сегодня не просматривается. Украина — не Грузия по территории, населению и наличию вооружений. Да и в маленькой Грузии не всё славно получилось. Недореформированные российские вооруженные силы пока не готовы эффективно вести интервенционистские войны. Точно так же в США и во Франции сначала изжили пацифистские настроения, вызванные вьетнамским и алжирским синдромами, провели успешные военные реформы, перевооружились, а потом уже развернули активные интервенционистские операции.

В России сегодня также очень энергично и безжалостно проводится радикальная военная реформа, направленная на преобразование массовой неповоротливой мобилизационной армии, нацеленной на глобальный конфликт с Западом, в более компактную, современную, постоянно готовую силу, прежде всего для локальных конфликтов. Недавно начальник Генштаба генерал Николай Макаров подтвердил, что мы ведем переговоры с Францией о приобретении современного крупного десантного вертолетоносного корабля-дока типа «Мистраль» и о строительстве еще 4 таких кораблей у нас по лицензии. Цена проекта — несколько миллиардов долларов. Корабли типа «Мистраль» не нужны для обороны родных берегов и малопригодны для борьбы с пиратами. Очевидно, что это — ядро будущих интервенционистских сил.

Чтобы интервенционистские операции были политически успешны и не вызывали антивоенных приступов в самой России, они должны проводиться профессионально, быстро и по возможности бескровно. Но даже при самых энергичных усилиях для создания вооруженных сил нового облика потребуется 5—10 лет и много денег. Желание проводить энергичную политику в ближнем зарубежье есть, юридические нормы уже почти в порядке, но возможности пока крайне ограниченны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow