В конце 60-х Советский Союз, опережавший Америку в звездном соперничестве, готовил очередную победу — облет Луны и высадку на ее поверхность.Королев трудился над ракетой Н1-Л3 — уникальным носителем, способным доставить на Луну космический аппарат с экипажем. В рамках этого проекта в НПО им. С.А. Лавочкина, главным конструктором которого был Георгий Николаевич Бабакин, подготовили техническое задание на проектирование первого лунохода.
Разработали и изготовили луноход в Ленинграде, в главном советском НИИ по танкам — ВНИИТРАНСМАШ под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, главного конструктора института. Работой бригады испытателей ВНИИТРАНСМАШа руководили Владимир Величко и Павел Сологуб. Аппаратура, установленная на луноходе, должна была определить свойства грунта, условия проходимости лунной поверхности и передать на Землю фото- и видеоматериалы. По результатам закрытого конкурса выбрать площадку для испытания поручили знаменитому вулканологу Генриху Семеновичу Штейнбергу (Институт вулканологии СО АН СССР, Камчатка). Он должен был найти на Земле место, максимально похожее на поверхность нашего космического спутника.
Много лет Штейнберг изучал геологию Луны. Он сравнивал фотографии вулканических ландшафтов с астрономическими и космическими снимками Луны. Результаты сравнения оказались очень любопытными…
Подушка на Луне?
«В Лунной программе я участвовал с 1964 по 1971 год, — рассказывает академик Российской академии естественных наук, директор Института вулканологии и геодинамики Генрих Штейнберг. — Луна меня интересует как геолога, геофизика и прежде всего вулканолога. В одном журнале я однажды прочитал статью о поверхности Луны, где говорилось, что все лунные кратеры образовались в результате метеоритной «бомбардировки». Это было естественно, поскольку Луной (до середины ХХ века) занимались исключительно астрономы. Не отрицая важности метеоритного фактора, я предположил, что многие особенности лунной поверхности обусловлены вулканизмом. В начале 60-х представления ученых о лунной поверхности были очень смутные. Существовало устойчивое мнение, что она покрыта многометровым слоем пыли — «подушкой», в которой легко провалиться. Как осуществлять посадку космических аппаратов на Луну — для специалистов это оставалось загадкой». Штейнберг, увлекшись изучением геологии Луны (желая опровергнуть версию о «пылевой подушке»), пришел к выводу, что поверхность ее скорее шлаковая, сходная с той, что образуется в результате извержения вулканов. Он внимательно рассмотрел снимки Луны и сравнил их с аэрофотосъемкой, которую делал во время работы на вулканах. Оказалось, что внешнее сходство лунной поверхности с поверхностью вулканической очень велико.
Штейнберг начал подробно изучать физико-механические свойства вулканических пород. Эти данные были необходимы для разработки системы мягкой посадки космического аппарата с луноходом.
Слово, которого не было…
В 1968 году Генрих Семенович занялся подбором участка для испытания лунохода. В июле 1969-го испытатели прибыли к подножию вулкана Шивелуч (Камчатка), на котором пятью годами ранее произошло сильное извержение. Площадка, покрытая пористым веществом пемзой, идеально подходила для того, чтобы учить луноход ходить «по Луне».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Обеспечить участок, максимально соответствующий поверхности Луны, — такова была моя главная задача как начальника экспедиции», — уточняет Генрих Семенович. — Еще я должен был осуществлять аэрофотосъемку, обеспечивать экспедицию всем необходимым для работы». Испытания начались не сразу. Разобранный луноход привезли не в июле, как предполагалось, а только в августе, несмотря на то, что запуск был назначен на октябрь. Чтобы привезти космический аппарат к подножию вулкана, потребовался вертолет. «Выбить» вертолет было очень трудно. «В условиях строжайшей секретности слова «луноход» вроде бы и не существовало. Нельзя же объяснять руководству, что экспедиция выполняет очень важное задание и должна быть обеспечена вертолетом в первую очередь. Ситуация усложнилась после начала испытаний, вертолет наш попал в аварию, и нужно было его заменить, слава богу, тогда никто не пострадал», — вспоминает Генрих Семенович. С большим трудом добыв новую машину, Штейнберг столкнулся с новой проблемой. Не оказалось бензина, необходимого для заправки вертолета. Времени ждать, пока бензин завезут из Петропавловска, не было: август шел к концу, а площадка находилась на высоте больше 1000 м — в сентябре тут мог выпасть снег. Тогда в воинской части нашли и купили «левый» бензин. Через два года, в 1971-м, из-за этого бензина против Штейнберга началось следствие по ст. 93 УК РСФСР («хищение общественного имущества в особо крупном размере», вулканологу грозило от 8 до 15 лет лишения свободы, в худшем случае — расстрел.
Луноход пошел. Мотор с аккумулятором, который подзаряжался от движка бензопилы «Дружба», колеса — с металлическими лопатками-грунтозацепами, как на довоенных тракторах. Ходовые качества оказались на высоте. Даже на крутых склонах луноход двигался без проблем. Испытания провели успешно и в сроки уложились: запуск состоялся в октябре того же 1969-го, как планировали. Однако прилунение вышло «жестким» — луноход разбился, так как не сработала система мягкой посадки. В сентябре 1970-го начались новые испытания, они проводились на второй площадке, в районе вулкана Толбачик (Камчатка). Луноход откатали успешно, а 10 ноября состоялся запуск.
«Луноход-1», первый в мире автоматический самоходный аппарат, был доставлен на Луну в район Моря Дождей и проработал на поверхности спутника 318 суток; прошел более 10 км, передал на Землю 210 панорам и свыше 20 000 снимков. Как потом оказалось, площадка на Толбачике по физико-механическим свойствам и условиям проходимости была практически идентична поверхности Луны: коэффициент соответствия — 0,96 (96%). С 1971 года толбачинская «экспериментальная площадка» стала «полигоном». Дирекция Института вулканологии, ранее дистанцировавшаяся от испытаний («а вдруг на Луне все окажется не так?»), немедленно отобрала у Штейнберга эту престижную работу. После уголовной истории Штейнберга уволили из института, он 4 года проработал в котельной простым электриком. С 1978 года продолжил научную деятельность в Институте морской геологии и геофизики в Южно-Сахалинске.
16 сентября 1969 года экипаж «Аполлона-11» был награжден почетной медалью конгресса США за высадку на Луну (20 июля 1969 г.). Луноход СССР прилунился лишь 17 ноября 1970-го.
О том, что Союз проигрывает лунную гонку, Штейнберг знал еще до полета «Аполлона-11»: «Правительство интересовали лишь военный и политический аспекты в освоении космоса. После смерти Королева советская лунная программа, потеряв главного идеолога, затухла».
P.S. На Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2009», который пройдет с 18 по 23 августа в г. Жуковский, НПО имени С.А. Лавочкина продемонстрирует свои новейшие достижения. Среди самых интересных — межпланетные станции «Фобос-Грунт» (предназначена для исследования Фобоса, спутника Марса) и «Луна-Глоб» (создана для изучения Луны и окололунного пространства), а также макет самоходного образца планетохода.
P.P.S. Когда верстался номер, стало известно о планах Германии в области освоения Луны. Заявление на заседании кабинета министров сделал координатор аэрокосмической программы Германии Петер Хинтце. Осуществление плана потребует 1,5 млрд евро в ближайшие пять лет, а беспилотный полет на Луну немцы должны «осуществить к 2015 году». Хинтце обнадеживает министров: затраты обратятся неплохими инвестициями в экономику страны.
Справка «Новой»
Генрих Семенович Штейнберг.
Выдающийся ученый, вулканолог. Академик, Российской академии естественных наук. Первым в России спустился в кратер действующего вулкана (Авачинский, 1961 год). В 1968—1970 гг. прошел отбор и был зачислен в Группу космонавтов Академии наук. С 1991 года руководит Институтом вулканологии и геодинамики РАЕН. Разработал систему прогноза извержений: в 1999 году за неделю до извержения предупредил (с надежностью 95%) губернатора Сахалинской области, МЧС и мэра Курильского района о времени и месте извержения вулкана на о. Итуруп; прогноз был правильным: извержение началось в указанное время. За 12 лет институтом ежеквартально подготавливались прогнозы по 10 вулканам островов Итуруп и Кунашир; ошибочных не было. Вместе с сотрудниками открыл и разведал первое в мире месторождение рения, самого редкого из устойчивых металлов, используемого в сплавах для ракетных и авиационных двигателей, в нефтехимии и нанотехнологиях.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68