СюжетыКультура

Михаил Плетнев: «Скажи, что любишь Вагнера, — побьют еще»

Руководитель Российского национального оркестра — о том, почему коллектив был вынужден стать государственным, о низком уровне исполнительского искусства и о нотах русских композиторов, которые приходится заказывать за границей

Этот материал вышел в номере № 86 от 10 августа 2009 г.
Читать
Российский национальный оркестр обретает государственный статус. Это был наш первый частный оркестр, существовавший на средства меценатов, спонсоров, друзей. Создал его почти 20 лет назад выдающийся пианист и дирижер Михаил Плетнев....

Российский национальный оркестр обретает государственный статус. Это был наш первый частный оркестр, существовавший на средства меценатов, спонсоров, друзей. Создал его почти 20 лет назад выдающийся пианист и дирижер Михаил Плетнев. Недавно оркестр вошел в двадцатку лучших в мире. Сегодня его руководитель рассказывает о том, что заставило его пойти на решительные перемены.

Михаил Васильевич, на что вы меняете свою свободу?

— Все эти годы наш оркестр существовал как независимый. Как все оркестры в мире. А не как принято в России — на бюджете и госзарплате. И поначалу такая структура, совершенно не характерная для советского мышления, у нас приветствовалась. Но Россия же отличается во всем. Поэтому сколь достойно ни представляли бы мы нашу страну, мы не получали никакой господдержки. А Российскому национальному оркестру постоянно находиться на грани выживания негоже.

Говорят, вы что-то шепнули Путину на ушко, и это решило дело.

— Пришлось шепнуть. В тот момент, когда государство в лице президента одной рукой лично мне вручало государственную премию, а другой — вычеркивало наш оркестр из списка грантополучателей.

Оркестр теперь государственный. Вдруг вас, главного дирижера, возьмут и поменяют?

— Если кому-то захочется меня поменять или убить — этому трудно воспрепятствовать.

Вам отдают бюджет оркестра Дударовой. После ее ухода из жизни коллектив — богом забытый. Но там все же люди работают, они боятся увольнения.

— Мы хотели, чтобы для нас была создана отдельная единица. Или хотя бы выделены гранты. Но из-за кризиса нам предложили этот вариант.

Вы проведете конкурс?

— Да. В РНО музыкантов не хватает. Но мне будет печально, если среди дударовцев не найдется никого уровня РНО.

Сколько Москве нужно оркестров? В 70-е годы Гилельс говорил, что Москве их нужно штук тридцать.

— Как показывает мировой опыт, в крупном городе есть один очень хороший оркестр мирового класса. Есть еще один какой-нибудь, к этому стремящийся. И еще несколько, которые могут позволить себе существовать, хотя бы о них даже никто не слыхал. Да пусть в конце концов все население Москвы играет в оркестрах, я не против!

А сами вы, какие наши оркестры слышали?

— В основном по телевизору.

И какой вас больше всего устраивает?

— Если честно, только Российский национальный.

А вы вообще на какие-нибудь концерты ходите?

— Иногда бываю. На Бреговиче был.

Помню, что вы Аллу Баянову любите.

— Да, жалко, что она теперь не поет. Великая певица.

В сентябре пройдет Первый фестиваль Российского национального оркестра в Большом театре. Откуда вдруг такая идея?

— Не вдруг. Такой оркестр, как РНО, просто обязан иметь свой фестиваль хотя бы раз в год.

Как составлялась программа?

— С оговорками — но все вокруг Чайковского. Не примите это с усмешкой. К классике все время возвращаешься — представления об одной и той же музыке варьируются безгранично.

Вы составили сюиту из музыки к «Лебединому озеру», которая прозвучит на фестивале. А какая была в этом нужда?

— Хореография всегда подчиняет себе темпы. При жизни Чайковского «Лебединое озеро» шло в Большом театре с 1877 по 1882 год. После его смерти в 1894 году либретто кромсалось и так, и сяк, появлялись вставные номера, кочевали из одного места в другое… А я хочу прижизненную партитуру Чайковского сыграть. Так, как я ее слышу.

Вы знаете, что директор Большого театра объявил, что вместо главного дирижера теперь будет пять разных. РНО имеет опыт работы с дирижерской коллегией. И как с ней обходиться?

— Это такая тема — обязательно кого-нибудь обидишь… Я знаю только один случай успешного существования без главного дирижера — это Венский филармонический оркестр. Когда коллектив исторически находится на таком качественном уровне, он сам по себе уже играть плохо не может. И у них набор дирижеров один другого лучше: Абадо, Озава, Мета, Мути…

Коллегия должна время от времени собираться вместе?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Дирижеры поодиночке будут приезжать и уезжать. Помните, чем кончилось дело в Большом с постановкой «Кармен»?

Да, дирижер Юрий Темирканов, не согласный с постановкой Дэвида Паунтни, на премьере даже не вышел на поклоны.

— Дирижеры будут говорить, что в Большом нет ни того, ни сего, ни пятого, ни десятого. И что делать там больше нечего. Это будущее. Но когда нет главного дирижера — директору в некотором смысле удобнее работать.

А вам предлагали?

— Официального предложения и соответственно моего отказа не было. Были слухи о намерениях, но они ничем не завершились.

А в коллегию предлагали войти?

— Нет.

Поразительно. Особенно после вашего блестящего дирижерского дебюта в «Пиковой даме» на сцене Большого!

— Сейчас мы с «Пиковой дамой» были в Японии. Публика в восторге. Но кто там пел? Германа пел Владимир Галузин — какое отношение он имеет к Большому? Графиню — Образцова, тоже никакого. Лизу неплохо исполнила Елена Поповская из «Новой оперы». Полина была Анна Викторова, Томский — Борис Стаценко, Елецкий — Василий Ладюк — при чем тут Большой театр? И это называется — приехал Большой театр на гастроли! Я не знаю, что такое случилось с вокалом, но то, что я слышу сейчас, — по большей части просто чудовищно.

Но в «Пиковой» не было чудовищно?

— Я настоял на этом составе! Японцы поставили условие: гастроли будут только в том случае, если пойдет «Пиковая дама». И я сказал — раз так, будут петь те, кого я хочу. Зал был на 4 тысячи мест, акустика такая, что без микрофонов все было слышно изумительно. А что такое новая сцена Большого театра на 800 мест? Там и оркестр ужасно звучит, и сидеть ему там плохо, и певцы не слышат ни оркестра, ничего… Плюс ко всему общий уровень Большого театра совсем не тот, который мы, наверное, хотели бы.

А что бы вы хотели теперь продирижировать в Большом театре?

— Ничего.

А вообще чем бы хотели продирижировать?

— В принципе, кое-где принимаю приглашения — где постановки соответствующие.

Например?

— «Любовь к трем апельсинам» в Женеве с хорошим составом. А в Большом?.. Может быть, когда основная сцена откроется, если доживем.

Обещали открыть осенью 2011 года «Русланом и Людмилой». Продирижировали бы Глинкой?

— С удовольствием! Что касается опер, я делаю и буду исполнять концертные варианты. Хочу сделать «Русалку» Даргомыжского. Незаслуженно забытая музыка, там много красот.

Вы — член президентского Совета по искусству и культуре…

— Да, один раз я там был.

И что вы там делаете?

— Выступил даже. Сказал, что катастрофическая ситуация с нотным материалом. Мы, чтобы играть, скажем, Римского-Корсакова, вынуждены заказывать ноты за границей. Поверите ли, что оркестровый материал балетов П.И.Чайковского не издавался в России никогда! Играют по рукописным партиям. Ценнейшая уникальная библиотека нашего радио гниет в каких-то подвалах. И никому нет дела. Комиссия при президенте ужаснулась. Мне сказали, что составят какую-то записку. На этом все закончилось.

Кому-то в наше время все же удается воспитывать детей на классике.

— У меня есть одна знакомая семья. Они своего ребенка с малолетства так и растили. Потом он пошел в детсад, в школу — и стал стыдиться, что он слушает классику. Попробуй, скажи в классе, что любишь Вагнера, — побьют еще… Ну или спросят, что за рок-группа такая?.. Сейчас все находятся под определенным давлением. Заходишь в тихое кафе — тебе тут же включают музыку, выбор которой определяется, видимо, общим культурным уровнем населения… Недавно меня поразил «Аэрофлот» — теперь в их самолетах играют «Щелкунчика», а не Газманова. Все-таки прогресс. Садишься в самолет под звуки Чайковского — и ощущение, будто бы на нем летят образованные благородные люди.

Михаил Васильевич, люди очень разные…

— Да, чем больше живу, тем отчетливее вижу, что разницы между людьми больше, чем сходства. И какие разные вкусы! Но в интернете всегда где-то найдется отклик. Кто-то собирает старые железки — тотчас отыщется еще где-нибудь такой же чудак, и им будет, о чем поговорить. То же и с классической музыкой.

Однажды вы сказали, что любите берег океана. Какого?

— Я вообще люблю море, люблю океан. Особенно шторм. Жаль, редко в него попадаю.

Вы шутите.

— Нет, здорово, здорово… Полная мобилизация всех сил! А казалось, их уже нет.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow