СюжетыПолитика

Ралли must go on

Спекулятивный рост глобальной экономики не решит российских проблем

Этот материал вышел в номере № 84 от 5 августа 2009 г.
Читать
Если обычно в России ждут августа с какой-то смутной тревогой, то сейчас даже дети знают, что, начиная с этого месяца, страну может накрыть второй волной кризиса. Это ожидание даже набило оскомину, и второй волны не столько боятся, сколько...

Если обычно в России ждут августа с какой-то смутной тревогой, то сейчас даже дети знают, что, начиная с этого месяца, страну может накрыть второй волной кризиса. Это ожидание даже набило оскомину, и второй волны не столько боятся, сколько хотят, чтобы она поскорее уже накрыла и ушла восвояси, оставив нас на вожделенном дне в поисках новых возможностей и прочих драйверов экономического роста.

На фоне таких настроений отечественные экономисты не дают иных прогнозов, кроме умеренно-пессимистичных. Вот Минфин, к примеру, обещает, что нефть в ближайшую трехлетку будет колебаться вокруг среднегодовых значений в 55 долларов за баррель, а за единицу американской валюты будут давать 37 рублей в 2011 году и более 39 — в 2012. Независимые эксперты в принципе солидарны с ходом чиновничьей мысли.

Шокирующе на этом безрадостном фоне смотрятся прогнозы американских инвестбанкиров. К примеру, аналитики Goldman Sachs уверены, что в течение года рубль укрепится до отметки 28,5 за доллар, а эксперты Bank of America Securities — Merrill Lynch и вовсе обещают 26,4 к концу 2010 года. При этом обе организации черпают позитив для российской валюты в неизбежном росте цен на нефть, к которым действительно привязан де-факто курс рубля. По версии американцев, черное золото в среднесрочной перспективе не опустится ниже 70 долларов за бочку, а скорее всего, будет стоить дороже 90.

Логика американцев кристальна: их правительство залило экономику триллионами новых долларов, которые не век же будут лежать под спудом, а выйдя на волю, начнут играть против курса национальной валюты, а значит, в пользу сырьевых активов. Кроме того, стоит ожидать их десанта на развивающихся рынках, всегда притягивающих спекулятивный капитал. В общем, ждите нового пузыря, а значит, возврата к докризисным тенденциям.

При этом важно понимать, что инвестбанкиры не просто предсказывают реинкарнацию пузыря, они в ней кровно, то есть финансово, заинтересованы. Это их хлеб, а точнее, манна небесная, которая и позволяет зарабатывать сверхприбыли. Не берусь утверждать, что банки провоцируют новое спекулятивное ралли, но то, что они подогревают его подобными прогнозами и будут это делать до последней возможности, — факт. Потому что в отличие от реального сектора экономики, который не очухается еще долго, инвестбанки уже решили практически все проблемы. Они закрыли дыры в ликвидности за счет государственной поддержки, списали большей частью плохие долги, оптимизировали штаты, провели серию слияний. Теперь у них одна задача — расплатиться по долгам перед правительством. Решить ее радикально можно, только сделав новые деньги — много, очень много новых денег. А это возможно только на бурно растущем рынке.

Любопытно в этой связи посмотреть на прогноз мирового энергетического агентства (МЭА), которое на этой неделе разразилось сенсацией: в течение ближайших десяти — двадцати лет мир ждет жесточайший энергетический кризис, связанный со скорым исчерпанием основных нефтяных месторождений и нескорым (из-за текущих проблем отрасли) вводом в строй новых. Поразительно, но факт: примерно теми же тезисами оперировал не так давно российский вице-премьер Игорь Сечин, желая убедить общественность, что нефть не должна стоить меньше 80 долларов за бочку.

Эксперты встретили заявления МЭА со сдержанной иронией, а вот для спекулянтов подобный прогноз в любой удобный момент может стать отправной точкой для продолжения сырьевого ралли.

Глобальная спекулятивная игра началась, причем на не более прочном фундаменте, чем производные финансовые инструменты, на которых вырос предыдущий пузырь. У игроков такая натура: спустив все в рулетку, они не пойдут на завод — только в казино. Тем более если папа одолжил денег.

Но даже такие обстоятельства, на мой взгляд, не способны вызвать укрепление рубля до обещанных американцами уровней. Ведь его курс определяет не только свободный рынок, но и, в куда большей степени, Центробанк. А нашему правительству крепкий рубль совсем не нужен. Даже при цене нефти 90 долларов за баррель. Ведь тогда при 26 рублях за доллар каждая проданная за рубеж бочка даст правительству (и нефтяным компаниям) 2340 рублей, а при 40 — 3600. Так и бюджетный дефицит без особых усилий залатать недолго. Что до населения и его проблем, то всем ведь давно уже объяснили, кто виноват в мировом кризисе и таком его неприятном проявлении, как девальвация рубля.

И на что уж совсем не стоит рассчитывать, так это на то, что вторая волна девальвации обеспечит-таки импортозамещение, которое все никак не начнется после первой. В девяносто восьмом это сработало, но тогда институциональные условия для роста российской экономики были не в пример лучше, чем сейчас. Бюрократического и коррупционного давления было много меньше, конкуренции на внутреннем рынке — больше, а советская производственная база еще не развалилась окончательно и была способна на рывок. Сейчас импортозамещение возможно только как производная сознательной и сверхактивной политики модернизации — а где эта политика, кроме как в телевизоре?

Словом, нынешнее ралли, вне зависимости от его длительности, не решит внутренних проблем экономики: российской, американской, мировой. Эти проблемы могут решить только правительства. И вот здесь — развилка. У Америки есть «план Обамы», нефинансовая часть которого как раз и подразумевает модернизацию экономики, а у нас в проекте бюджета на ближайшие три года режут все экономические программы в пользу военных и пенсионеров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow