СюжетыОбщество

Не такой, как все — вот и выпал из окна...

Самострелы, случаи, похожие на суицид, а также побеги военнослужащих из части в Ленобласти прокуроры считают чередой исключений

Этот материал вышел в номере № 83 от 3 августа 2009 г.
Читать
О трагической гибели двоих военнослужащих и о побеге еще как минимум троих новобранцев из воинской части № 02511 в Выборгском районе Ленинградской области «Новая» писала около месяца назад (см. № 66 от 24 июня 2009. — «Объясняли на...

О трагической гибели двоих военнослужащих и о побеге еще как минимум троих новобранцев из воинской части № 02511 в Выборгском районе Ленинградской области «Новая» писала около месяца назад (см. № 66 от 24 июня 2009. — «Объясняли на табуретках»). После череды ЧП в этом подразделении ЛенВО, прозванном из-за дурной славы «часть 666», несколько недель работала комиссия из окружной прокуратуры. На днях военные прокуроры обнародовали результаты своей проверки.

Напомним: 3 июня в/ч № 02511 в Выборгском районе Ленобласти самовольно оставил рядовой Артем Дога, призванный лишь минувшей весной. Беглец жаловался на невыносимые условия в части, где срочники несут службу вместе с контрактниками.

— Били за то, что медленно бегаю, плохо ползаю, долго одеваюсь, криво поставил тапочки… Хуже всего, — в интервью «Новой» рассказывал Артем Дога, — если не нашел денег для старослужащих. Я и другие тоже постоянно должны были давать деньги и покупать чай, сахар, сигареты, пиво. А если у тебя нет денег и ты не знаешь, где все это взять, — тебя избивают. Я видел, как моего сослуживца отправили за 8 банками пива. Он принес только 4, и об него сломали тумбочку. Меня однажды заставили съесть подворотничок.

Вслед за Догой 12 июня из Выборгской части сбежали еще несколько солдат. По данным «Солдатских матерей», как минимум — четверо, по утверждению командования округа — двое. Один из них — Сергей Фомичев из Костромы — был возвращен к месту прохождения службы уже спустя пару дней. Другой — 18-летний москвич — не вернулся до сих пор.

Сам по себе уход в самоволку — не нонсенс. Но эти побеги приковали к себе особое внимание из-за того, что сразу после них в воинской части случились два суицида. Первая черная весть пришла из части 02511 уже 13 июня: 22-летний рядовой Ринат Гокаев, имеющий высшее образование и призванный в декабре 2008 года из Дагестана, выпал с балкона второго этажа гарнизонного госпиталя и разбился насмерть. А 16 июня свел счеты с жизнью 25-летний петербуржец Антон Гречко: молодой человек, отслуживший в воинской части полгода, после стрельбищ в комнате для чистки оружия выпустил себе в лоб пулеметную очередь. У погибшего обнаружили предсмертную записку.

— Проверки по фактам трагической гибели солдат в воинской части № 02511 завершены, — прокомментировал «Новой» Евгений Поддубный, следователь по особо важным делам Военного следственного управления по ЛенВО. — Военно-следственный отдел по Выборгскому гарнизону в обоих случаях принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления.

Основанием для отказа, по объяснению военных прокуроров, стала комплексная психологическая экспертиза, которая была проведена как в отношении Гокаева, так и по факту самострела Гречко.

— Это исследование показало, — продолжает Поддубный, — что молодые люди были не в ладах с самими собой. Первоначально в сообщениях о самоубийстве Гречко упоминалась предсмертная записка. Но записки не было. Вместо нее, — утверждает следователь, — нашли дневник погибшего на 22 страницы, в котором Антон рассуждал о том, что он лишний, не может найти себе места в жизни и хочет покинуть этот мир. И вовсе там не шла речь о том, что его кто-то обижал.

Как сообщили в прокуратуре ЛенВО, окончена проверка и по факту побега из части № 02511 двух военнослужащих (то, что сбежавших было больше, военные по сей день не признают). Приняты разные решения в отношении беглецов. В действиях Сергея Фомичева, покинувшего часть и вернувшегося через двое суток, по мнению прокуроров, нет оснований для возбуждения уголовного дела. Для этого нужно, чтобы солдат находился в бегах более трех суток. А в отношении призывника из Москвы возбуждено уголовное дело по ст. 338 ч. 1 «Дезертирство».

Самовольно оставивший часть 18-летний житель Псковской области Артем Дога до сих пор проходит обследование в военном госпитале в Петербурге. Врачи еще в июне, после первого же осмотра, констатировали, что он нуждается в срочной госпитализации. Сейчас солдат оформляет инвалидность. Военная карьера, о которой Артем когда-то мечтал, по заключению медиков невозможна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow