СюжетыОбщество

Мартин Форсберг, хореограф, и его бабушки

Этот материал вышел в номере № 82 от 31 июля 2009 г.
Читать
На репетиции бабушки не опаздывают. Им нравится эта игра. Эти странные танцы. Игра в театр для них предполагает ответственность: веер предложений по работе на сцене, что предлагает им через переводчика шведский хореограф Мартин Форсберг,...

На репетиции бабушки не опаздывают. Им нравится эта игра. Эти странные танцы. Игра в театр для них предполагает ответственность: веер предложений по работе на сцене, что предлагает им через переводчика шведский хореограф Мартин Форсберг, они долго обсуждают и осуществляют в итоге неукоснительно. «Мы сталинское поколение, мы так воспитаны». Их зовут Наталья, Людмила, Елена, Мария, Рита, Юлия. Им от 65 до 78, и им интересен современный танец, который исполняют тут же, рядом с ними лучшие молодые танцовщики Москвы.

Танцовщики Коля Подошва и Рома Андрейкин поднимают на руках Леночку Михайлову и сажают ее на трон на столе. Снова поднимают. Леночка улыбается и не боится — мальчишки долго обсуждали, как Елену Валентиновну поднимать и нести, чтобы ей было удобно. Илья Беленков и Юра Чулков бережно усаживают других. За эту внимательность бабушки полюбили танцовщиков, как сыновей, а в их лице и весь современный танец. Два инженера-технолога по керамике, режиссер-постановщик, экономист, врач-терапевт для подростков, конструктор в станкостроении познают современное искусство в спорах и дискуссиях.

Объявление о наборе бабушек в спектакль современного танца прочитали в Сети их дети: разыскивались бабушки, способные на месяц оторваться от огорода и внуков, не боящиеся публики, не профессиональные актрисы. Вместо искомых четырех нашлись шесть: любознательные, активные, посещающие концерты и выставки, походницы и путешественницы. Современный танец? О, что-то новенькое, давайте! К новому делу подошли с той же ответственностью, с тем же юмором. «У ребят такие сложные, напряженные танцы, — говорит Юлия. — Мы их немного разбавляем».

Утепляют. Бабушки добавляют в красивые, структурно сложные танцы большую толику домашних теплых эмоций. Выполняют на сцене обычную домашнюю работу. Свистит чайник, накрыт стол. Бабушки рассказывают о себе, детях, внуках. Об огурцах — Людмила любит выращивать их в бочках, Наташа подвязывает исключительно по вертикали, потому что изначально это лианы. Это не мешает им дружить больше сорока лет. Собравшимся за столом мужчинам и бабушкам радостно: они встретились за работой. Перформанс называется «Работа».

Куда ни кинь — выходит философия. Жизненный опыт бабушек, вся их многолетняя работа отпечатаны в их походке и голосе. В их движениях и шагах Форсберг хочет найти смысл прожитых лет — большой жизненный багаж всегда влияет на «жестовый костюм».

Соединение на сцене молодых и старых в танце случается не впервые. Спектакли с пожилыми делали Саша Пепеляев, Пина Бауш, у датчанки Эвы Лилья вся хореография сочинена для стариков. Но Мартин — первый, кто дал самовыразиться русским бабушкам. Создал команду «Стар и млад», в которой царит доброжелательность и поддержка. «Разница жизненного и телесного опыта, молодого и пожилого — в России самая экстремальная. Ребята-танцоры родились в СССР, но формировались как личности уже после его распада. С бабушками они живут в одной стране, делят одну землю, но ходят по этой земле с совершенно разным отношением к жизни».

Открывая для себя Россию через бабушек, Мартин тоже дарит им новые миры. Дал послушать «4.33» Джона Кейджа. «Мы были потрясены. И поняли, что когда тишина звучит как музыка, интересно вслушаться в случайные шорохи и почувствовать их как музыку. Мы воспринимаем тишину иначе, чем месяц назад».

Все в итоге как-то потрясены. Общение раздвинуло внутренние горизонты участников. Мартину, похожему на Уолласа из чудесного мультфильма про Уолласа и Громита, преподан урок смирения: на бабушках он сначала хотел изучать последствия тоталитаризма. Из световой рубки он вчитывается, всматривается в их легкость, веселость, энергию. Кажется, что останется понимать еще надолго: пять лет в России — совсем немного. Бабушки слушают Джона Кейджа и удивляются. Танцоры, кажется, больше не хотят танцевать с балетными партнершами.

В год, когда все ищут работу, говорят и мечтают о ней, у бабушек есть «Работа».

31 июля на «Фабрике». www. tsekh.ru

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow