СюжетыКультура

Овечки на Рижском вокзале

С 1 августа их снова сможет оседлать каждый желающий

Этот материал вышел в номере № 82 от 31 июля 2009 г.
Читать
Пять лет назад, 31 июля 2004 года, на Рижском вокзале в Москве открылся музей железнодорожной техники. За эти годы коллекция музея пополнилась. В день открытия она насчитывала 37 натуральных образцов железнодорожной техники. Сегодня их уже...

Пять лет назад, 31 июля 2004 года, на Рижском вокзале в Москве открылся музей железнодорожной техники. За эти годы коллекция музея пополнилась. В день открытия она насчитывала 37 натуральных образцов железнодорожной техники. Сегодня их уже 60. Продолжение следует…

«Наш» паровоз было слышно за сотню метров: как он громко шипит, взвизгивает, гремит мощными колесами. Черный, с горящей во лбу красной звездой, он подкатил к платформе, завалив ее клубами пара и просвистев пронизывающим гудком, от которого бросились врассыпную, теряя перья, толстые вокзальные голуби. Пассажиры открыли рты — машина перед ними была словно кипяток: горячая, блестящая, величиной с дракона. Рядом стояли музейные экспонаты, высунув стальные мордочки из-за калитки, все они настоящие (не муляжи), действующие. На уютном Рижском вокзале, где до сих пор традиция — встречать и провожать поезда с музыкой, паровозные тяжеловесы разных лет обрели свое последнее пристанище.

Самый «юный» (серии Ов) родился в 1903 году. Вместо фар — керосиновые лампы, а скорость едва доходит до 50 км/ч, но для своего времени он был настоящим чудом.

«Овечка», «Лебедь», «Щука», «Яшка», «Германка» — эти нежные имена давали паровозным чудищам работавшие на них люди.

Вот, например, ленивый гигант «Дзержинский» (1930 г.), поистине «железный Феликс»: темно-черный, тяжелый, когда-то был самым мощным в Европе — обладатель 3200 лошадиных сил. Поставь его на рельсы, он и сегодня на ходу, только современные рельсы, пожалуй, не выдержат. Колеса в человеческий рост, огромная топка — сколько ужаса, должно быть, испытывал тот, кто несся в этом паровозе, словно в ракете. Рядом стоит пассажирский П36, старичок способен разгоняться до 125 км/ч и может дать фору любой современной электричке. В музее живут российские, американские, чешские, немецкие паровозы и тепловозы, которые служили на российских железных дорогах не одно десятилетие: их собирали по всей стране, отыскивали в старых депо, на «мертвых» дорогах, спасали от переплавки. Теперь они отреставрированы, расставлены в хронологическом порядке (по датам выпуска) и ежедневно проходят осмотр у специалиста (так как стоят под открытым небом).

Паровозы в музее были участниками самых разных событий. Один снимался в фильме «Бумбараш», другой участвовал в войне, третий катал пассажиров, пожирая топливо так активно, что однажды его топили сушеной воблой, когда закончился уголь. Наконец на платформу прибыл наш поезд, и путь в прошлое продолжился в вагоне третьего класса. Путешествуя в подобном, Лев Толстой однажды сказал: «Неудобно, но душевно приятно и поучительно». Вагоны стилизованы под старинные, но немного модернизированы, поэтому очень удобные, вопреки оценке графа Толстого, чистые и светлые. На кого-то из пассажиров нахлынула ностальгия, ведь не так давно, в 1986 году, еще можно было купить билет и проехать вот так пару станций где-то на задворках страны, где последний паровоз рассекал воздух своим пронзительным свистом.

Мы отправились по рельсам к старому-престарому депо мимо пустых платформ, где тревожно сигналит станционный керосиновый фонарь и стоит очарованный паровозным ревом одинокий пассажир с чемоданами. Пятнадцать минут под стук колес… Жаль, что этот летний экспресс, такой же, как в фантазии Брэдбери, вынужден остановиться у станции «Красный Балтиец» (бывшая «Подмосковная»). Экскурсия продолжается на своих двоих. Здесь можно увидеть, как разворачивается паровоз и как набирает воду в паровой котел из специальной колонки, чудом сохранившейся (внешне она напоминает огромный водопроводный кран).

Возвращаться обратно придется на электричке: поезд дальше не идет. Или можно дойти пешком до станции «Сокол».

С 1 августа паровозные прогулки возобновляются после перерыва (каждое лето с 5 по 31 июля паровозы реставрируют). Они будут проводиться каждую субботу и воскресенье. Сюда входит экскурсия по музею и путешествие на старом паровозе. Музей работает ежедневно с 10 до 16 часов, кроме понедельника и вторника.

Адрес: Площадь Рижского вокзала, дом 1.

Под текст

Кстати, с завтрашнего же дня по Москве будут ходить трамваи, украшенные рисунками из детских книжек и мультиков. 1 августа в 11.00 в парке «Сокольники» пройдет открытие проекта «Сказочный трамвайчик», на котором запустят первый трамвай — «Винни-Пух». Его маршрут: ст. м. «Сокольники»—Новоконная площадь.

Маршруты сказок

Маршрут 6 («Попугай Кеша») — от Братцево до ст. м. «Войковская».Маршрут 7 («Незнайка») — от ст. м. «Белорусская» до ст. м. «Ул. Подбельского». Маршрут 11 («Карлсон») — от ст. м. «ВДНХ» до метро «Первомайская» (16-я Парковая). Маршрут 17 («Ну, погоди!») — от Останкино до ст. м. «Медведково».Маршрут 24 («Бременские музыканты») — от Курского вокзала до ст. м. «Новогиреево». Маршрут 30(«Простоквашино») от Краснопресненского депо (ст. м. «Строгино») до ст. м. «Войковская». Маршрут 39 («Сказка о рыбаке и рыбке») — от ст. м. «Чистые пруды» до ст. м. «Университет». Маршрут 45 («Винни-Пух») — от ст. м. «Сокольники» до Новоконной площади (ст. м. «Волгоградский проспект»).Маршрут 46(«Чебурашка и Крокодил Гена») — от ст. м. «Ул. Подбельского» до ст. м. «Пролетарская». Маршрут 47(«Теремок») — от ст. м. «Октябрьская» до Нагатино (рядом со ст. м. «Коломенская»).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow