СюжетыПолитика

«ЕС не признает Южную Осетию и Абхазию. Ни при каких условиях»

— заявил в интервью «Новой газете» председатель Совета ЕС Карл Бильдт

Этот материал вышел в номере № 82 от 31 июля 2009 г.
Читать
Через год после того, как президент Франции Николя Саркози, тогда действующий глава Европейского союза, бросился, подобно пожарному, гасить войну в Закавказье, ЕС с очень сдержанным оптимизмом оценивает итоги. У европейцев есть ощущение,...

Через год после того, как президент Франции Николя Саркози, тогда действующий глава Европейского союза, бросился, подобно пожарному, гасить войну в Закавказье, ЕС с очень сдержанным оптимизмом оценивает итоги. У европейцев есть ощущение, что Москва «кинула» их, признав независимость Южной Осетии и Абхазии и тем самым выведя эти территории за рамки договоренностей французского президента с Дмитрием Медведевым

Если в мирном соглашении речь шла о прекращении огня и гуманитарном урегулировании в Грузии, о полномочиях международных наблюдательных механизмов, то после признания отколовшихся республик Москва заявляет Европе, что к Южной Осетии и Абхазии все это не имеет отношения. Раз написано в Грузии, вот и работайте в Грузии…

В текущем полугодии в ЕС председательствует Швеция, которая известна критическим настроем к власти в Кремле. Комплиментов и послаблений от Стокгольма ждать не стоит.

В понедельник министры иностранных дел ЕС продлили мандат миссии наблюдателей в Грузии (МНЕС) до 14 сентября 2010 года. Она создавалась как механизм наблюдения за выполнением «плана Медведева—Саркози» и была рассчитана на год. Но Евросоюз счел необходимым оставить на местности отряд невооруженных полицейских и жандармов.

Председатель Совета ЕС, министр иностранных дел Швеции Карл БИЛЬДТ рассказал коллегам о поездке в регион, в том числе в расположение МНЕС близ границы Южной Осетии. После поездки у него не осталось сомнений, что уходить европейские наблюдатели не должны ни в коем случае. Они одни остались там глазами и ушами международного сообщества. В постановлении Совета подчеркивается, что отказ России продлить мандаты миссий наблюдателей ООН и ОБСЕ усилил «ключевую роль миссии ЕС».

Министры ЕС потребовали открыть своей миссии «неограниченный доступ в Абхазию и Южную Осетию» и в очередной раз призвали к отводу российских войск на позиции, которые те занимали до конфликта. Они подтвердили «поддержку безопасности и стабильности Грузии на основе полного уважения принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности в международно признанных границах».

Нервозное возбуждение в Москве вызвали сообщения, появившиеся неделю назад в ходе визита в Тбилиси вице-президента США Джо Байдена. Грузины попросили ЕС включить в состав миссии наблюдателей ЕС представителей третьих стран, то есть не членов ЕС. Например, США или Турции. Информированный европейский дипломат сказал «Новой газете», что это не лишено оснований — после того как из Грузии ушли наблюдатели ООН и ОБСЕ. Тем более что мандат европейской миссии не исключает участия наблюдателей из третьих стран.

Карл Бильдт не стал отвергать такого варианта, но заявил, что пока не до него. Совет ЕС не обсуждал эту тему.

Председатель Совета ЕС рассказал собкору «Новой газеты» о своей оценке ситуации в Грузии через год после вооруженного конфликта.

Заведомо за скобками беседы остался вопрос о том, кто больше виноват в развязывании войны. С ним разбирается независимая международная комиссия по расследованию конфликта в Грузии, которую финансирует ЕС. Ее доклад Совету ЕС отложен до сентября. Сейчас главное, по мнению министра, решать насущные проблемы жизни людей и смотреть в будущее.

Карл Бильдт:Европейский союз активно работает над проектом «Восточное партнерство», в рамках которого будет развивать кооперацию со странами Южного Кавказа. В том числе с Грузией. Мы стараемся сделать как можно больше для укрепления связей с ней. В частности, предполагаем договориться об облегченном визовом режиме, заключить торговое соглашение и, возможно, соглашение об ассоциации (на жаргоне ЕС — тип договора о максимальной интеграции без обязательства приема в союз. — А.М.). То есть отношения имеют хорошую перспективу.

«Восточное партнерство» — это запущенный 7 мая проект, который предусматривает приближение к ЕС шести бывших советских республик: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Россия в него не входит, потому что строит отношения с ЕС отдельно, как великая держава. Карл Бильдт убежден, что, несмотря на препятствия и трудности, Евросоюз должен продолжать участие в урегулировании конфликта в Грузии, оставаться посредником между ней и Россией.

Карл Бильдт:В Грузии развернута миссия наблюдателей ЕС (МНЕС), которая, по-моему, делает очень нужную работу, стараясь загасить и предотвратить инциденты, возникающие на линии административной границы. К сожалению, ей отказано в доступе на территории Южной Осетии и Абхазии. Дело осложнилось и тем, что из-за позиции России вынуждены были свернуть деятельность и уйти из региона наблюдательные миссии ООН и ОБСЕ. Мы постоянно призываем к неукоснительному выполнению мирного соглашения от августа прошлого года, заключенного при посредничестве ЕС между Россией и Грузией. Оно до сих пор не выполнено, причем в большей степени Россией. Мы этим крайне озабочены и постоянно поднимаем эту тему в нашем диалоге с Россией. Говорим о ней всякий раз, когда встречаемся на разных дипломатических уровнях.

Но роль мониторинга ЕС, по мнению Бильдта, сильно ограничена по сравнению с тем, о чем договривались Саркози с Медведевым:

Мы ведь не знаем, что на самом деле происходит в Южной Осетии и Абхазии. Они для нас закрыты. Это ненормально в цивилизованном мире. До нас доходят только обрывочные сведения от людей, которые там побывали. Я разговаривал с некоторыми из них. Они обеспокоены ситуацией в отношении прав человека, нерадостной перспективой возвращения перемещенных (изгнанных) лиц в свои дома и бедственным экономическим положением. Прежде всего это касается Южной Осетии. Абхазия — несколько иной случай. Но и там нас беспокоит ущемление прав человека по этническому признаку, главным образом в Гальском районе. Мы стараемся следить за происходящими в этих закрытых регионах процессами настолько пристально, насколько можем.

Евросоюз официально связывает надежды с проходящими в Женеве переговорами с участием Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Карл Бильдт относится к ним со сдержанным оптимизмом:

Женевские переговоры продолжаются, и следующая сессия состоится, если не ошибаюсь, 17 сентября. Было бы нереально ожидать от нее прорывов, но она может стать очередным шагом вперед в решении самых насущных проблем.

На вопрос «Новой» о том, при каких условиях страны ЕС могут признать независимость Южной Осетии и Абхазии, министр отвечает, не дождавшись конца:

Ни при каких условиях. Тут нелишне напомнить, что и мировое сообщество как таковое не признало эти отколовшиеся территории. Прошел целый год, но помимо России лишь одна страна (Никарагуа. — А.М.) объявила о признании. Это свидетельствует о том, что в современном мире принцип территориальной целостности в общем и целом по-прежнему считается очень важным. Факт остается фактом: даже страны СНГ решили не признавать этих новообразований. Для них этот принцип ценен прежде всего из соображений собственной безопасности.

Врасплох застал Карла Бильдта вопрос о том, что ЕС будет делать в своей политике в отношении Грузии и последствий конфликта в ближайшие месяцы:

В ближайшие месяцы? Откровенно говоря, не знаю. Слишком смело было бы делать такой долгосрочный прогноз в столь деликатном вопросе. В понедельник на Совете ЕС мы решили продлить мандат миссии наблюдателей ЕС в Грузии на год. Это, если хотите, наш сигнал о том, что мы держимся за соглашения от августа прошлого года, призываем неукоснительно выполнять их. Мы стояли и будем твердо стоять за суверенитет и территориальную целостность Грузии. Это наша позиция.

Наш разговор происходил после того, как Карл Бильдт пожал на прощание руку своему белорусскому коллеге Сергею Мартынову после третьей встречи руководящей «тройки» ЕС с главой МИД Белоруссии. Речь шла о всем спектре восстановления отношений между Брюсселем и Минском, в том числе о неудобной для белорусской стороны проблеме демократии и прав человека. Разногласий немало. Но меньше всего по вопросу о признании Южной Осетии и Абхазии.

— Это сложный вопрос для всех — быть вовлеченным или не вовлеченным в проблему признания Южной Осетии и Абхазии. Мы тщательно изучаем все ее аспекты и окончательного решения не приняли, — сказал глава МИД Белоруссии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow