СюжетыПолитика

Опер, который мог предотвратить газовую войну

Почему полковнику милиции четыре с половиной года не дают работать в МВД России

Этот материал вышел в номере № 82 от 31 июля 2009 г.
Читать
Из-под стражи освобожден Семен Могилевич (он же Сергей Шнайдер). В 2008 году он был арестован вместе с владельцем парфюмерной сети «Арбат Престиж» Владимиром Некрасовым по обвинению в неуплате налогов, но история с арестом Могилевича...

Из-под стражи освобожден Семен Могилевич (он же Сергей Шнайдер). В 2008 году он был арестован вместе с владельцем парфюмерной сети «Арбат Престиж» Владимиром Некрасовым по обвинению в неуплате налогов, но история с арестом Могилевича больше всего ассоциировалась с пересмотром схем газовых посредников между Россией и Украиной.

Непрозрачные схемы газовых отношений могли бы стать предметом расследования еще в 2003 году, когда старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России полковник милиции Олег Мансуров попытался инициировать проверку по поводу газовых посредников, интересовался он в том числе и Могилевичем, за что поплатился карьерой.

Оказавшись в безвыходном положении, полковник вынужден обратиться с открытым письмом к премьеру.

Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращается к Вам старший оперуполномоченный по особо важным делам бывшего Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России полковник милиции Мансуров О. А., который с 14 января 2005 года по настоящее время, то есть в течение более четырех с половиной лет, находится за штатом МВД России. Таких прецедентов в истории МВД России не было.

Новогодние события показали, что авторитет нашей страны как надежного поставщика газа сильно пострадал. Полагаю, из-за действий руководства Газпрома при заключении договоров на поставку газа в Западную Европу. Между тем этого вполне можно было избежать.

Еще в феврале 2003 года, работая в отделе по борьбе с преступлениями в топливно-энергетическом комплексе ГУБЭП, я проводил проверку законности заключения Газпромом договора о поставках газа в Европу с сомнительной венгерской компанией EURALTRANSGAS, которую средства массовой информации связывали с разыскиваемым правоохранительными органами США Семеном Могилевичем.

В результате проведенных мероприятий было установлено, что Газпром передал право поставлять на Украину туркменский газ, идущий через территорию России, фирме, которая создавалась за считаные дни до подписания контракта. Уставный фонд компании, заключившей контракт на сотни миллионов долларов, составлял около 12 тыс. долларов, а ее учредителями явились граждане Румынии и Израиля, и ни одного представителя Газпрома и России. Сам договорный механизм сделки Газпрома с EURALTG, на мой взгляд, предусматривал классическую схему ухода от налогов и искусственного сужения налогооблагаемой базы, при этом Газпром терял сотни миллионов долларов, которые мог бы заработать сам, а российский бюджет недосчитался нескольких десятков миллионов долларов.

Считаю, что создание подобных посредников стало одной из причин, спровоцировавших в итоге напряжение в российско-украинских отношениях и угрозу поставкам природного газа через Украину в Западную Европу.

В апреле 2003 года в Доме приемов МВД России, совместно с сотрудниками Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России, я принимал участие в рабочей встрече с сотрудниками ФБР США, которые сообщили, что в США предъявлено обвинение Семену Могилевичу в совершении мошенничества с ценными бумагами. В ходе встречи я попросил представить имеющуюся у них информацию на Могилевича. В этот же день я был вызван к одному из руководителей главка, который приказал прекратить все мероприятия по данной теме и вообще передать все материалы в другой отдел. Выполняя указание руководства, я передал все материалы в другой отдел, где по ним никакой работы не проводилось.

После чего на службе я стал неугодным. И, несмотря на то что у меня были лучшие показатели оперативно-служебной деятельности в отделе и я единственный, кто одновременно работал в составе двух оперативных групп МВД России: по проведению комплекса специальных мероприятий для освобождения заложников, захваченных террористами в помещении Дворца культуры Московского шарикоподшипникового завода («Норд-Ост»), и по раскрытию убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, 1 июля 2003 года мне вручили уведомление об увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов. Причем это уведомление было вынесено руководством, когда я находился в служебной командировке в составе комиссии МВД России по целевому выезду в МВД Республики Башкортостан, как было указано в распоряжении министра, «как наиболее квалифицированный сотрудник главка».

Мне выдвинули условие: или увольняться, или уйти из отдела. Чтобы остаться на службе, я был вынужден перейти в другой отдел. Однако нормально работать мне не давали, все мои инициативы пресекались. В январе 2005 года Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД России было ликвидировано и создан департамент экономической безопасности. Новое руководство департамента, изучив мое личное дело, сначала предложило мне должность заместителя начальника отдела, а затем без объяснения причин отказало мне в предоставлении работы вообще. Несмотря на расширение штатной численности департамента, на согласие трех начальников отделов взять меня в штат все мои рапорта на уровне руководства бесследно исчезали.

Более трех с половиной лет я находился за штатом МВД России, работать мне не давали. 26 марта 2008 года Вам как Президенту РФ мною было подано обращение об этом, которое было направлено в МВД России. В ответ 5 июня 2008 года меня уволили из органов внутренних дел по сокращению штатов.

Решением Замоскворецкого районного суда Москвы (от 07.10.2008) увольнение признано незаконным, и я восстановлен на службе в органах внутренних дел. Однако до настоящего времени никакой должности мне не предоставлено, денежное довольствие не выплачивается.

Считаю, что все это — продолжение преследования меня за инициативу по проверке законности указанной сделки. Газпром — ведущая государственная компания России, и вопросы ее экономической безопасности неразрывно связаны с экономической безопасностью страны, защищая которую, я выполнял свой профессиональный долг.

4 января 2006 года было заключено новое газовое соглашение между Газпромом и НАК «Нафтогаз Украины», при этом использована в качестве газового трейдера швейцарская компания ROSUKRENERGO. Практически, думаю, была использована аналогичная схема, в которой ROSUKRENERGO просто заменил EURALTRANSGAS. Причем, по сообщениям СМИ, менеджмент EURAL перешел в ROSUKRENERGO. Полагаю, что использование ROSUKRENERGO в данной схеме нанесло ущерб экономическим интересам как Газпрома, так и России. Если бы указанную проверку в свое время мне дали довести до конца, то мы отказались бы от посреднических структур еще в 2003 году, и, возможно, известных новогодних газовых событий не произошло и авторитет Газпрома и нашей страны не пострадали.

23 января 2008 года Семен Могилевич был арестован. 12 февраля 2008 года на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко Вами было принято решение об отказе от услуг посредников при поставках газа. 2 октября 2008 года с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко подписан меморандум между правительством РФ и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в газовой сфере, которым предусмотрен отказ от газовых посредников и переход на прямые расчеты между Газпромом и Нафтогазом Украины. 19 января 2009 года Вами с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко подписан договор, исключающий газовых посредников.

Таким образом, жизнь сама подтвердила законность и обоснованность инициативы проведения той давней проверки. Но поскольку никаких мер тогда принято не было, считаю, что проблема посредников привела к потере репутации России. В результате мы имеем целый ряд негативных последствий: 23 марта 2009 года в Брюсселе Украиной и Евросоюзом подписана декларация о модернизации газотранспортной системы Украины без участия России; 22 апреля 2009 года в Страсбурге Европарламент принял план либерализации энергорынка Европы, который ставит под сомнение попытки Газпрома выйти на прямые поставки газа конечным потребителям в европейских странах; 24 апреля 2009 года в Ашхабаде в ходе международной конференции руководство Туркменистана объявило о поддержке проекта Евросоюза — строительства газопровода Nabucco; 25 апреля 2009 года на международном энергетическом саммите в Софии газопровод «Южный поток» не был включен Евросоюзом в число приоритетных проектов; 13 июля 2009 года в Анкаре главы правительств Турции, Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии подписали соглашение о начале реализации проекта Nabucco.

Ранее, обращаясь к Вам как к главе государства, гаранту Конституции РФ, я полагал, что как гражданин Российской Федерации обрету защиту своих прав и свобод. Однако этого не произошло. Несмотря на честное выполнение своих обязанностей, законная попытка выявления преступления повлекла для меня такие негативные последствия, что, на мой взгляд, Газпром становится абсолютно неподконтрольной и закрытой организацией даже для правоохранительных органов, более того — организацией, имеющей возможность преследования сотрудников этих органов именно за качественное и добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Более четырех с половиной лет мне не дают работать. Проживаю в общежитии, из которого выселяют. Прослужил в органах внутренних дел более 28 лет и не получал даже ведомственного жилья. Мой возраст 48 лет, я полковник милиции, с высшим экономическим и юридическим образованием, кандидат юридических наук, окончил Академию управления МВД России, с 2001 года в центральном аппарате, взысканий по службе не имел. Никаких объективных оснований для моего увольнения нет.

Куда идти российскому офицеру в сложившейся ситуации, без жилья и с нищенской пенсией?

Олег Мансуров,полковник милиции,старший оперуполномоченный по особо важным делам бывшего Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ

Справка «Новой»

От «Арбат Престижа» до «Росукрэнерго»

Освобождение Могилевича стало почти такой же неожиданностью, как его арест. Этот российско-украинский бизнесмен жил в Москве, особо не скрываясь, несмотря на международный розыск со стороны ФБР США. Его зарубежный адвокат Зеев Авербух-Гордон был одним из учредителей бывшего газового посредника между Россией и Украиной компании «ЕуралТрансГаз» (EuralTransGas), за которой также стоял Дмитрий Фирташ, впоследствии совладелец очередного газового посредника Росукрэнерго. Впрочем, Фирташ какую-либо связь с Могилевичем всегда отрицал.

«Новая» (№ 70 за 2008 год) уже сообщала об опосредованных связях Могилевича. Он был консультантом фирмы «Эвергейт», гендиректором и учредителем которой числилась бывшая сотрудница московского представительства кипрской фирмы «Элмстад Трейдинг Лимитед» Мария Кашкина. Другим сотрудником, а затем и руководителем «Элмстад» был Олег Пальчиков, впоследствии до апреля 2007 года содиректор Росукрэнерго. Пальчиков успел побывать и главой представительства «ЕуралТрансГаза», и сотрудником фирмы «Дженерал компани ресурс», руководителем которой одно время числилась бывшая супруга Могилевича Ольга Шнайдер.

Как нам признался один из руководителей «Дженерал компани ресурс» (аудиозапись есть в редакции), в 2003 году фирма покупала и продавала торговые марки, в частности, некоему «Арбату». Наши эксперты полагают, что, покупая и продавая торговые марки, можно хорошо оправдывать перечисление денег.

Кипрский «Элмстад» был интересен не только своим московским представительством, где трудился Пальчиков, впоследствии доросший до содиректора «Росукрэнерго». «Элмстад» также выступал соучредителем фирмы «Ринвэй», которой в 2003 году принад-лежало 40 % «Арбат Престижа».

Сотрудником «Элмстада» с 2002 года был еще один интересный персонаж — Александр Емелин. Он известен тем, что возглавлял представительство венгерского газового трейдера «Еуронит» в Москве (Euronit Kereskedelmi ES Szolgaltato KTF). Владельцем этой компании является Дмитрий Фирташ.

Содиректор «Росукрэнерго» швейцарец Ларс Хауссманн входил в руководство швейцарской фирмы «Хронос Им-Экс» (Cronos Im-Ex AG), которая торговала химическими продуктами, товарами и оборудованием для химпрома. Директором компании с российской стороны был Александр Емелин (подробнее «Новая газета» № 8 за 2008 год).

Комментарий

На вопрос, чем можно объяснить внезапное освобождение из-под стражи Семена Могилевича, Александр Добровинский (адвокат владельца сети «Арбат Престиж» Некрасова) ответил просто:

— Рас…дяйством. Объяснение лежит совершенно не в правовом поле. Рейдерская атака на «Арбат Престиж» не получилась, поскольку мы подняли громкий крик. Все, что получилось у рейдеров, — это развалить «Арбат Престиж». На самом деле действительно закончился срок следствия. Может быть, мы наконец стали жить в правовом обществе?

Добровинский не считает, что освобождение может быть связано с решением вопроса о газовом посреднике между Россией и Украиной и с тем, что решено наконец поставлять газ без посредников.

— Никогда не верил, что в этом деле кого-то мучают газы, — отметил Добровинский.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow