СюжетыОбщество

«…Она была наш общий множитель»

Правозащитники и общественные деятели провели сегодня в Москве пресс-конференцию, посвященную убийству Натальи Эстемировой

Этот материал вышел в номере № 75 от 15 июля 2009 г.
Читать
16 июля в Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция по поводу очередной трагедии - убийства Натальи Эстемировой. В ней приняли участие уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, председатель Московской Хельсинской...

16 июля в Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция по поводу очередной трагедии - убийства Натальи Эстемировой. В ней приняли участие уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, член Совета центра «Мемориал» Александр Черкасов, а также заслуженный артист РСФСР, актер театра и кино Александр Филлипенко и руководитель московского бюро Human Rights Watch Элисон Гил.

Началась пресс-конференция с минуты молчания – участники и журналисты, заполнившие небольшой зал пресс-центра до отказа, почтили память убитой вчера Натальи Эстемировой. Затем слово взял председатель Совета центра «Мемориал» Олег Орлов. Сначала он вспомнил, каким замечательным человеком была Наташа, в «Мемориале» она была практически родной всем сотрудникам центра. Выступление Орлова было жестким. «Мы понимаем, что Наташу убили из-за того, чем она занималась, из-за того, что стояла на пути беззакония и пыталась остановить его». По словам Орлова, Наташа являлась личным врагом действующей власти республики Чечни и многократно получала угрозы. «Она была душой, - закончил Олег Орлов. – У нас просто убили душу».

Затем слово предоставили Владимиру Лукину, уполномоченному по правам человека в РФ. Он напомнил, что Наталья была членом экспертного совета при уполномоченном по правам человека и лично спасла многих людей. К сожалению, это не первый случай, когда убивают человека, занимающегося реальной работой – журналиста, правозащитника, адвоката. При этом подобные преступления остаются нераскрытыми. «Значит, - говорит Лукин, - государство не может обеспечить безопасность своих граждан. Многие чиновники у нас путают государственную безопасность с безопасностью собственного высокопоставленного тела. А государственная безопасность – это и есть покой и соблюдение прав человека всех его граждан, в том числе занимающихся правозащитной деятельностью». Также Владимир Лукин добавил, что «в стране существуют целые анклавы вседозволенности, где происходит все, что угодно: похищения, казни, убийства и никто не несет за это наказания».

«А скажите, где таких анклавов сейчас нет», - парировала Людмила Алексеева. Она также напомнила, что громкие политические убийства, начиная с убийства Галины Старовойтовой, так и не были раскрыты, хотя в некоторых случаях находили исполнителей, но никогда – заказчиков. Алексеева присоединилась к обвинениям Орлова: «У меня нет прямых доказательств, но, судя по тому, сколько личных врагов действующей власти в Чечне было убито в Москве, в Вене, в Катаре – вседозволенность Рамзана Кадырова держится на поддержке Владимира Путина. Поэтому я обвиняю их обоих».

Александр Филиппенко, который часто принимает участие в мероприятиях центра «Мемориал», напомнил собравшимся слова Александра Солженицына из обращения «Жить не по лжи!»: «Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щелочку спрячемся), - мы только боимся шагов гражданского мужества!.. А мы можем - все! - но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не «они» во всем виноваты - мы сами, только мы!»

А глава московского бюро Human Right Watch Элисон Гил заявила, что только честное тщательное расследование может стать реальным способом почтить память Натальи. И что давно пора прекратить этот страшный цикл – когда кого-то убивают, западная общественность выражает свое возмущение и ужас, требует расследования и на этом все прекращается.

Затем слово взял Александр Черкасов, член Совета правозащитного центра «Мемориал», который знал Наташу почти десять лет. Он рассказал, что Анна Политковская всегда останавливалась у Наташи, когда приезжала в Грозный. И что многих героев Аниных публикаций нашла и помогла спасти именно она. И что единственное дело о преступлениях в Чечне, раскрытое до конца – дело Лапина по кличке «Кадет» - и довели его до финала три человека: Анна Политковская, Наталья Эстемирова и Станислав Маркелов. Все они убиты. «И мы их не уберегли, - сказал Черкасов. – Наташа всегда останется учительницей, такой, которой хочется отдать на воспитание своих детей. В Чечне вообще мало настоящих мужчин. А Наташа, как ни странно это прозвучит, была именно таким настоящим чеченским мужчиной. Что она значила для нас, понимаешь, только когда ее вынесли за скобки. Она была наш общий множитель».

По окончании пресс-конференции все собравшиеся отправились на Пушкинскую площадь, где проходил митинг памяти Натальи Эстемировой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow