Главной темой проходившей в Праге международной конференции «Европа в XXI веке» был, разумеется, кризис. Невозможно же сегодня говорить о будущем, забывая про кризис.
Уже в приветствиях прозвучало: «…Кризис — это не землетрясение, не наводнение и, конечно, не наказание Господне. Люди своими руками создали этот кризис, и сами люди должны найти выход». Поиском выхода и были заняты приехавшие из разных стран экономисты, банкиры, ученые, общественные и религиозные деятели. Конференция проходила в Бржевновском монастыре. Само это намоленное место (монастырь был основан более тысячи лет назад — в 993 году) предопределило стилистику конференции. Здесь велись непривычные в наше время речи о равенстве и справедливости, о необходимости покаяния и смысле бытия.
«…Со времен французской революции целью жизни был провозглашен материальный успех… Деньги стали вести отдельную от людей, самостоятельную жизнь… Кризис не столько в наших кошельках, сколько в головах».
То есть исходили из того, что причиной и финансового, и экономического кризиса стал кризис духовный. Но мир этого не хочет осознавать и пытается лечить не болезнь, а симптомы.
Пражская конференция была промежуточным звеном системно работающего (вот уже седьмой год) мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». Каждую осень участники форума собираются на греческом острове Родос, чтобы обсудить судьбы мира. И теперь в Праге многие вспоминали, что о неизбежности кризиса «Диалог цивилизаций» впервые заявил пять лет назад. Тогда их не услышали: собрались, мол, чудаки-мечтатели и наподобие Дон Кихота норовят исправить мир, обвиняя его в безнравственности.
Президент-основатель «Диалога цивилизаций» Владимир Якунин (он вел конференцию вместе с экс-премьером Чехии Милошем Земаном) заявил, что сегодня уже очевиден крах неолиберализма. Надежды, что невидимая рука рынка все расставит по местам, не сбылись. И сегодня особенно актуален диалог цивилизаций. Но вести его могут не правительства (они способны только на переговоры) — услышать и понять друг друга могут лишь искренние люди, отдельные личности.
Мысль о диалоге конкретных людей интригует меня еще с прошлой осени, когда на Родосе я впервые это услышала. Поскольку давно смотрю на все происходящее сквозь призму миграции (стараюсь, как могу, помогать мигрантам вот уже 20 лет), то и здесь увидела свое: да ведь мигранты и есть посланники разных цивилизаций. Это они ведут диалог не словами, а самими своими судьбами.
В Праге эта моя догадка получила подтверждение.
…Секцию по миграции вел знаменитый Мак-Кинли, десять лет возглавлявший Международную организацию по миграции (МОМ). Оставив в прошлом году эту должность, он создал общественную организацию «Ассоциация за международную мобильность». Объясняет: «…Мобильность — это та же миграция, но в более широком смысле. Слово «миграция» отпугивает людей, а «мобильность», как готовность к свободному передвижению, звучит привлекательно». На пленарном заседании Мак-Кинли заявил: «Сегодня в мире от 200 до 300 миллионов мигрантов. Если бы они собрались на одной территории, это было бы одно из самых крупных и успешных государств. Мы и в кризис не должны забывать, что миграция — мощный фактор развития. Именно миграция может стать позитивной силой для преодоления кризиса. А если препятствовать миграции, ситуация в мире станет еще хуже».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Было радостно услышать от столь авторитетного эксперта те аргументы, которыми мы в России пытаемся защитить мигрантов. Их у нас назначили чуть ли не главными виновниками кризиса. Лживые мифы о мигрантах распространяют журналисты, депутаты, политики, а в последнее время подключился, манипулируя статистикой преступлений, даже Следственный комитет. Почему так устойчивы эти мифы? Может ли тут помочь диалог цивилизаций? И что он, собственно, такое, этот диалог?
О любопытном прецеденте «диалога» внутри одной личности рассказал ученый из Нидерландов: «Мне довелось долго прожить в Африке, и там я постоянно чувствовал, что я европеец. Но вернувшись домой, вдруг ощутил себя среди голландцев… немного африканцем. И теперь мне стало интересней жить».
«Другой» — не значит «чужой», это вовсе не синоним слова «враг». В глобальном мире отношения «друзья — враги» просто неэффективны». Профессор из МГУ В. Елизаров говорил: «…Мы относимся к мигрантам как к людям второго сорта, потребительски. Они нам нужны и выгодны, но мы не желаем видеть их соседями. Плохо, что они не знают русский? Но зачем им изучать наш язык, если мы и не собираемся с ними разговаривать? Своей агрессией мы провоцируем порой ответную агрессию».
А в Европе 23 миллиона мигрантов-мусульман, и многие уже не хотят ассимилироваться. Возникают добровольные «гетто», молодые пришельцы избавляются от комплекса гостя в чужом доме и начинают мстить за второсортность своих родителей. После парижских событий европейские страны обнаружили, что недооценивали важность интеграции. Этот тонкий процесс требует обоюдности. Местные, в свою очередь, должны уважать культуру приезжих, а самое главное — видеть в мигранте единственного и неповторимого человека.
Европейская идея мультикультурного общества себя не оправдала, но и американский «плавильный котел» — тоже не выход: теперь каждая нация хочет сохранить свою идентичность. Значит, Европе предстоит искать новый путь. Скорее всего это будет, по образному выражению экспертов, «крупно нарезанный салат» — сохранение разных культур при предоставлении равных возможностей. Равенство разных — вот платформа, на которой только и возможен диалог цивилизаций.
«… Пока существует богатый Север и бедствующий Юг, миграция неизбежна. Как в свое время жители европейских стран устремлялись на Юг и вывозили оттуда несметные богатства, так теперь с Юга идет мощная обратная волна» (А. Дзасохов, Совет Федерации РФ). Кризис в очередной раз показал, каким маленьким становится в эпоху глобализации наш шар земной и как все мы друг от друга зависим. Не может дальше сохраняться ситуация, при которой… «сильные государства ведут себя как гангстеры, а слабые обречены на роль проституток».
«Кризисы такого масштаба заканчивались или революциями, или войнами. Хватит ли у человечества разума преодолеть нынешний кризис без потрясений?» Вице-президент «Русского клуба» в Праге Ян Струж, банкир с 30-летним стажем, в сердцах заявил: «Мы, общество сытости, вели себя ненормально. Мы не ели как люди. Мы — жрали! Жрали жадно, будто у нас три желудка. А рядом кто-то мечтал о куске хлеба…» Г-н Струж возмущался: многие правительства хотят, чтобы за их ошибки расплачивались простые налогоплательщики, а кредиты выдают банкирам, которые только на бонусах имели до полутора миллионов долларов в год! «Знаете, кто такой банкир? Это человек, который одолжит вам зонтик, если вы пообещаете ему, что дождя не будет»…
Пропасть между богатыми и бедными все увеличивается, напряженность в мире нарастает. Действия тех, кто углубляет эту пропасть, папа римский недаром причислил недавно к числу смертных грехов. А блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Христофер, приветствуя Пражскую конференцию, с горечью заметил: «Мы живем так, будто не знаем, зачем Христос приходил в мир. Будто забыли, что сказал миру Христос…» Поскольку Европа пока еще остается в основном христианским континентом, заповедь «Возлюби ближнего» может стать спасительной во время кризисной депрессии. «…Надо хотя бы заказывать и съедать один обед вместо трех… Побольше социальной справедливости — вот выход, чтоб обойтись без революций и войн… Но если мы думаем, что через 2 — 3 года можно будет вернуться к старому, то это — ловушка. Кризис, причины которого не устранены, вскоре вновь породит кризис».
Секцию по проблемам экономики вел известный российский экономист Михаил Хазин. Он подчеркнул: каждая страна может использовать кризис для реальных реформ, и это сегодня может дешевле стоить.
Тема миграции то и дело возникала у разных выступавших: «… Вместо того чтобы изгонять трудовых мигрантов, мы должны взять солидарную ответственность за их судьбу, поддерживать объединяющие идеи, а не те, что приводят к клонированию берлинских стен».
Конференция пришла к выводу, что Европе нужен новый правопорядок, основа которого — права человека. «Давайте создадим идеальную концепцию устройства мира, как это сделал Томас Мор… Идеи гуманизма сильнее, чем бомбы и танки». Наивно? Что ж, и призыв «Возлюби ближнего своего, как самого себя» у многих вызывает только улыбку. Однако если сытые страны хотят пережить кризис без войн и революций, придется им пойти на самоограничение, запастись смирением — чтобы сбылся прозвучавший прогноз: «К середине ХХI века Европа победит бедность».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68