— Михаил Михайлович! Вы и ваш Народно-демократический союз решили участвовать в выборах в Мосгордуму. Первый вопрос: как вы думаете, почему выборы перенесли с будущей весны на 11 октября с.г.? И сразу второй: на что вы рассчитываете, идя на эти выборы, сколько вы собираетесь народу выставлять, с кем договариваться о координации действий в округах?
— Выборы в городскую Думу Москвы — это третьи по значимости выборы после федеральных президентских и парламентских. Мы знаем, что настоящих выборов на протяжении достаточно длительного периода времени уже нет, есть скорее их имитация. Но Народно-демократический союз, его московская организация приняли решение в выборах участвовать. Я сам лично не буду выставлять свою кандидатуру, но наши активисты примут в них участие, чтобы использовать эту возможность для общения с гражданами, с москвичами, для разъяснения им ситуации, связанной с кризисом. Ведь всех мучает эта тема, люди хотят понять, будут ли какие-либо изменения к лучшему, а может быть, надо готовиться к худшему. Почему выборы перенесли на октябрь? Мне кажется, что это как раз связано с темой кризиса. Конечно, Лужков и его приближенные хотели бы эти выборы провести попозже, чтобы продлить свои полномочия, чтобы иметь побольше времени для принятия нужных решений. Но федеральная власть, очевидно, опасается ухудшения ситуации и понимает, что в марте выборы будет провести сложнее. Мы как Народно-демократический союз не можем идти списком (из демократов список может выставить только «Яблоко»), а потому пойдем по одномандатным округам. В скольких округах — во всех 17, в 5 или 10 — сейчас как раз обсуждается в городской организации. Вопрос о координации действий по одномандатным округам мы согласовали с «Яблоком» и «Солидарностью». Таким образом, мы постараемся избежать накладок и пересечений, которые мешали бы избирателям понять, кто же является реальным кандидатом от демократов в том или ином округе Москвы.
— Мы находимся в преддверии визита в Москву нового президента США. Что вы ожидаете от визита Обамы и его встреч с Медведевым, с другими руководителями? Кстати, в Штатах идет достаточно серьезная борьба разных групп влияния за то, каким должен быть этот визит, каким должен быть разговор с Россией и какое должно быть отношение к России — как к безнадежному больному, с которым можно говорить только об Иране или Северной Корее, или как к нормальной стране, которая все-таки имеет перспективу демократического развития.
— Моя принципиальная позиция такова: я считаю (и в своих выступлениях на международных конференциях объясняю это нашим коллегам на Западе), что мы, российские либералы и демократы, хотим, чтобы к Российской Федерации относились как к нормальному демократическому государству. Российский народ принял нынешнюю Конституцию, первая глава которой описывает демократическое устройство и все свободы. Это базовая глава, которая называется «Основы конституционного строя» и которая не подлежит никакому пересмотру. Эти основы соответствуют конституционному строю любого другого европейского демократического государства.
Другое дело, что если мы посмотрим на все эти «Основы», то на практике сегодня не осталось ни одной. Последний демократический институт, который как-то функционировал, — это демократические свободные выборы. Его больше нет — это мы все поняли по думским выборам позапрошлого года и по президентским выборам прошлого. Поэтому отношение к нам должно быть такое: россияне приняли демократическое устройство общества, строят демократическое государство, а нынешние руководители полностью разрушили основы конституционного строя демократического государства. Это означает, что нужно публично критиковать руководителей Российской Федерации за то, что происходит в стране. Именно их, а не Российскую Федерацию, за то, что это какое-то «странное государство», не русский народ за то, что он какой-то там «полуразвитый». Надо вести диалог и взаимодействие по иранскому ядерному досье, по Афганистану. Международная антитеррористическая коалиция — чрезвычайно важная вещь, и Россия должна участвовать там в полной мере. Конечно, есть Северная Корея, Ближний Восток, много других проблем, за которые Россия ответственна. Ведь Россия — ядерная держава, мы отвечаем за глобальную стабильность и безопасность. Конечно, по этой повестке дня должен быть постоянный диалог, что бы ни происходило по другим вопросам. Но нельзя закрывать глаза на базовые вещи и говорить: ладно, мы допускаем, что права человека в России имеют свою «особую специфику». Ни президент Обама, ни другие руководители западных стран не должны закрывать глаза на те безобразия, которые происходят в нашей стране, на разрушение нашего демократического устройства. Нужно сотрудничать с Россией, открывать больше контактов для сотрудничества в гуманитарных сферах, по линии гражданского общества, разных общественных организаций, политических партий. И относиться с критикой к тем, кто разрушает основы демократического общества и демократического устройства государства.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Вы заявили, что готовы стать свидетелем по делу Ходорковского и Лебедева. Как мы знаем, в Европейском суде по правам человека жалоба Ходорковского признана приемлемой. Готовы ли вы и там выступить как свидетель, если понадобится?
— Вы знаете, что адвокаты и, по-моему, сам Ходорковский зачитывали в суде список свидетелей, которых они просят пригласить в суд. В этом списке и Путин, и Медведев, и Кудрин, и Греф, и я. Там есть и другие люди, работающие или не работающие в правительстве. Что касается меня, то я на эту просьбу защиты (она еще не удовлетворена судом) уже ответил: да, я буду готов прийти в суд и ответить на любые вопросы, которые там мне могут быть заданы судьей, обвинителями, защитой или непосредственно Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Я считаю, что это очень важная гражданская и политическая миссия, потому что и первый процесс, и приговор, и нынешний процесс политически мотивированы. Ходорковский и Лебедев сидят не за то, что им приписывают.
Жалоба Ходорковского в Страсбургский суд касается обстоятельств его ареста и первого процесса, и там содержится не намек, а утверждение, что он сидит по политически мотивированному обвинению. И если суд примет решение (пока оно не принято) о необходимости моего участия, я также готов буду в Европейском суде по правам человека дать необходимые показания. Будучи еще главой правительства, я начал публично критиковать правоохранительные органы за действия, которые они проводили в отношении Лебедева, Ходорковского и ЮКОСа. И сегодня я готов подтвердить свою убежденность в политической мотивированности этого дела.
— В издательстве «Новой газеты» готовится к изданию книга: диалоги Михаила Касьянова и Евгения Киселева. Расскажите, о чем она?
— Мы с Евгением Киселевым, которого я очень уважаю за его последовательную демократическую либеральную позицию, решили поговорить. О том, как мы жили, вспомнить о Советском Союзе — ведь мы тогда были молодыми людьми примерно одного возраста. О том, что происходило уже в России. О моей работе в правительстве и его работе на НТВ и ТВ-6. Это и наши рассуждения об определенном периоде новейшей истории, и воспоминания, и обсуждение наряду с этим, что можно было бы сделать в будущем, чтобы исправить то, что у нас сегодня происходит. Как все окончательно сложится, пока не знаю, поскольку это все еще в процессе. Надеемся, что осенью нам удастся завершить наши политические дискуссии.
P.S. Разговор с Михаилом Касьяновым был весьма интенсивным и касался многих интересных тем. Например, оценки нынешнего этапа экономического кризиса в России, перспектив выхода из него, перспектив демократического движения в России, фактического отказа Путина от скорого вступления в ВТО, нынешней тревожной обстановки на Кавказе… Полностью беседу с Касьяновым смотрите в разделе «Он-лайн конференции».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68